• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

ud2.jpg


Печать

Мир кончиками пальцев

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
ОПЫТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ СЛЕПЫХ
 
В последнее десятилетие фонды специальных библиотек для слепых Российской Федерации стали пополняться ранее неизвестными нашему читателю тактильными рукодельными изданиями, рассчитанными, в основном, на слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
 
Не обошло это нововведение и Архангельскую областную специальную библиотеку для слепых. С 2008 года библиотека совместно с Северным Арктическим федеральным университетом, факультетом социальной работы и факультетом коррекционной педагогики, реализует проект по созданию тактильных книг «Мир кончиками пальцев».

Мир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцевМир кончиками пальцев

 
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
 
При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чтения и здоровье ребенка:
• не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки;
• не допускается использование токсичных клеящих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов;
• с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот;
• необходимо предусмотреть возможность санитарной обработки издания.
 
2. ОСНОВНЫЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТАКТИЛЬНЫМ РУКОДЕЛЬНЫМ ИЗДАНИЯМ
 
В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:
• легкость – обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия;
• прочность – исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;
• размер – влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210х250 мм до 230х297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см;
• объем – влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 страниц);
• материалы, используемые для создания тактильных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЯ
 
Дизайн тактильных рукодельных изданий, предназначенных для незрячих и слабовидящих детей, имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании.
• Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т.п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования;
• цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зрительной патологией путают с черным и темно-коричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции;
• не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
 
4. ТАКТИЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ
 
Иллюстрации в изданиях для детей способны не только удовлетворить любознательность ребенка, расширить его представление об окружающем мире, но и стать источником радости. Прежде чем приступить к созданию объемного/рельефного изображения, следует оценить степень его полезности для тактильного обследования и выбрать отвечающие поставленным задачам изобразительные средства.
 
4.1. Виды изобразительных средств
В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств:
• объемные модели, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту;
• барельефные изображения;
• аппликационные изображения;
• рельефные изображения (силуэтные и контурные),
а также различные комбинации перечисленных видов изобразительных средств.
 
4.2. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению
• контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;
• для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;
• следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов;
• материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен;
• цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным;
• при повторении какого–либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом;
• рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
• при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;
• изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони;
• следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;
• в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;
• в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью изготовления подвижного элемента – кивающей головы.
 
5. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
 
5.1. Обложка
• Для изготовления обложки рекомендуется использовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, серого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бумагу;
• не рекомендуется изготавливать обложку издания из пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т. к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых титульных сведений;
• надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например, 80 Arial) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т.п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур;
• не рекомендуется в качестве материала для создания обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т.к. полученное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследовании обложки;
• во избежание потерь съемных предметов или деталей, использованных в иллюстрации, следует создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки;
• на последней странице обложки следует поместить карман для методических, практических рекомендаций по использованию издания, аудиоматериала, записанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.
 
5.2. Страница
• Страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью;
• цвет ткани, используемой при изготовлении страниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки;
• уголки страницы следует делать закругленными;
• для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает качество этого восприятия;
• внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок;
• не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.
 
5.3. Переплет
Основным условием для любого вида переплета, используемого при создании тактильных рукодельных изданий, является его прочность, а также возможность перелистывания и удержания страниц в удобном для чтения положении без дополнительных усилий.
Наибольшее распространение в практике издательских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумажными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и картонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура.
Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве готовых обложки и переплета.
 
5.4. Футляр
Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т. ч. методическое, практическое пособие/руководство и т.п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Подробные сведения об издании размещаются на идентификационном листе, вложенном в футляр/коробку.
 
6. ТЕКСТ В ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЯХ
 
В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен:
• на отдельной странице издания;
• на странице, где расположен иллюстративный материал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице;
• в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на аудиокассетах или компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях).
Не рекомендуется:
• в художественных текстах (в т.ч. сказках) искажать и сокращать текст оригинала;
• в подписях к иллюстрациям опускать слова, важные для формирования у детей правильного представления об окружающих предметах;
• многоколонный набор текста (кроме стихов).
Основные правила работы с текстом, записанным по системе Брайля, подробно описаны в методическом пособии «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004).
 
7. ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЙ
 
Для шрифтового оформления изданий используется комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье ребенка. В зависимости от задач, поставленных перед создателями тактильных рукодельных изданий, текст может быть записан:
• рельефно-точечным шрифтом;
• укрупненным шрифтом;
• параллельно рельефно-точечным и укрупненным шрифтами.
 
7.1. Рельефно-точечный шрифт
При создании изданий для детей, начинающих читать по системе Брайля, рекомендуется:
• устанавливать большее расстояние между строками (7,3 или 9,8);
• использовать одностороннюю печать.
 
7.2. Укрупненный шрифт
Издания для слабовидящих детей печатаются четким, контрастным и ярким шрифтом на однотонном поле без шумового эффекта.
Рекомендуется использовать:
• шрифты без утончений (например Arial) нормального или полужирного прямого начертания;
• кегль шрифта не менее 18 пунктов.
Не рекомендуется использовать:
• цветные и рисованные шрифты;
• выворотку шрифта (белый шрифт на черном, сером или цветном поле);
• укрупненный шрифт на термобумаге, т.к. получаемое объемное изображение буквенных символов не имеет четкого контура и не пригодно ни для тактильного, ни для зрительного прочтения.
 
8. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
 
Содержание текста титульных сведений и выходных данных должно соответствовать ГОСТу 7.4-95. Обязательным требованием для всех тактильных рукодельных изданий является оформление титульного листа в плоскопечатном и рельефно-точечном вариантах.
 
8.1. Лицевая сторона титульного листа
В верхней части лицевой стороны титульного листа по центру строки размещаются сведения об издающей организации. Далее по центру страницы указываются:
• автор или авторы издания;
• заглавие издания;
• сведения, относящиеся к заглавию.
В нижней части лицевой стороны по центру строки располагаются выходные данные (место, год издания).
В изданиях для слабовидящих в правом верхнем углу лицевой стороны титула размещается знак целевого назначения – «Издание для слабовидящих».
 
8.2. Оборотная сторона титульного листа
На обороте титульного листа в последовательном порядке указываются следующие сведения об издании:
• источник, с которого печатается издание (автор, заглавие, место, издательство, год);
• авторы-составители, составители, редакторы, и т.п. с указанием конкретных лиц;
• оформители, художники и т.п. с указанием конкретных лиц или учреждений/организаций;
• кем выполнен компьютерный набор с указанием конкретных лиц;
• объем (брайлевские листы, страницы);
• формат;
• материалы, использованные для создания иллюстраций;
• тираж.
Ниже перечисленных основных сведений об издании через пустую прогонную строку располагается информация об издающей организации.
Индекс ББК и авторский знак ставятся в левом верхнем углу на обороте только плоскопечатного титульного листа.
 
9. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ЛИСТА
 
В ряде изданий, созданных на матерчато-картонной основе, титульный лист может быть заменен идентификационным листом, который располагается в кармане на последней странице обложки. Идентификационный лист содержит все основные сведения об издании (см. п. 8. Единые требования к оформлению титульного листа), воспроизведенные плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами.
Идентификационный лист можно заменить каталожной карточкой, содержащей полную библиографическую запись издания, напечатанную плоским и рельефно-точечным шрифтами.
 
КАК СДЕЛАТЬ ТАКТИЛЬНУЮ КНИГУ
Что такое «тактильная книга»
 
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг – помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В.П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».
 
Этапы изготовления тактильной книги
 
Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
 
Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
 
Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
 
Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
 
Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
 
Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок–страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы – держать страницу книги.
 
Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться.
 
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т.д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
 
Материалы
 
Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы – свистки, кошельки, крупы и т.д.
 
Рекомендуемая тематика книг
 
Не ограничена! Могут быть рекомендованы:
Художественные произведения – рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки.
Обучающие книги – счет, форма предметов, процессы и т.д.
 
Рекомендации по изготовлению тактильной книги
 
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности – для самых маленьких – должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года – без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет – книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности – способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
 
Книги 2-ой ступени сложности – для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности – обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т.е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
 
Книги 3-ей ступени сложности – для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени – углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
 
Особые пожелания к количеству и качеству изображений:
 
1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть от 1 до 5 предметов.
Изображения должны быть легко осязаемыми.
Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка» может быть не воспринята ребенком, поскольку «кошка» не может быть «платьицем»).
Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.
 
Особые пожелания к методу подачи материала:
 
Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди, сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например, эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.
 
Общие требования:
 
Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
Книга не должна быть тяжелой.
Страницы должны быть приятными на ощупь.
Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.
 
Методы изготовления:
 
Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
Можно широко использовать различные аппликации.
Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.
 
 
 


Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 12 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
3452703
Finland Sevastopol joomla