• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

pockets3.jpg


Печать

Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых

Рейтинг:   / 27
ПлохоОтлично 

 

Шнуровка «Кот»

Практическое пособие

В последнее десятилетие фонды специальных библиотек для слепых Российской Федерации стали пополняться ранее неизвестными нашему читателю тактильными рукодельными изданиями, рассчитанными, в основном, на слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Используя творческий потенциал своих сотрудников и волонтеров, а также опыт работы зарубежных коллег по изготовлению тактильных книг для маленьких слепых детей, одними из первых начали выпускать такие издания Санкт-Петербургская государственная специальная библиотека для слепых и Тульская областная специальная библиотека для слепых. Созданные ими книги оказались востребованы и, как отмечали тифлопедагоги и родители, полезны.

Понятие «тактильное рукодельное издание»

Для характеристики изданий, предназначенных для осязательного восприятия, в тифлологии и тифлобиблиотековедении используются близкие по смыслу опре­деления:

•  осязательные (рассчитанные на восприятие, ос­нованное на мультимедийной, прежде всего тактиль­ной, информации)

•  тактильные (воспринимаемые через ощущения прикосновения, давления и частично вибрации; так­тильная чувствительность образует сенсорную основу для осязания).

В профессиональной среде более широкое распро­странение получило определение «тактильные». Оно вошло в оборот в середине 90-х годов и используется при характеристике как рукодельных, так и рельефно-точечных изданий и рельефно-графических пособий, издаваемых с использованием технических средств в ИПТК «Логос» ВОС, МИЛО «Репро», НПО «Чтение» ВОС, в издательских комплексах специальных библио­тек для слепых. Поэтому для полноты определения зна­ковой природы тактильных изданий, создаваемых без применения (или с минимальным применением) технических средств, следует использовать дополнительное определение «рукодельные», которое указывает на осо­бенности их создания, использования и хранения.

Таким образом, понятие «тактильное рукодельное издание» может быть сформулировано следующим образом: тактильное рукодельное издание — это само­стоятельно оформленный документ, созданный без применения или с минимальным применением тех­нических средств, имеющий выходные сведения и предназначенный для восприятия содержащейся в нем информации через тактильные ощущения.

 

Типы и виды тактильных рукодельных изданий

 1. Типы тактильных рукодельных изданий

Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности издания, позволяет выделить два основных типа тактильных рукодельных изданий:

 ассоциативные издания — издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями (сказки, стихи, расска­зы и т. п.);

дидактические издания — издания, предназначен­ные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации и реабилитации детей. К числу таких изда­ний относятся, например, издания с макетами предме­тов, направленные на социально-бытовую адаптацию: «Гигиена тела», «Поможем маме — уберем сами» и др. Подготовка таких изданий осуществляется при непо­средственном участии тифлоспециалистов.

 

2. ВИДЫ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

Четкое определение вида тактильных рукодельных изданий необходимо для достоверного обозначения каждого конкретного издания как при ведении докумен­тального учета изданий и создании справочного аппара­та библиотеки, так и в работе по продвижению чтения в среду незрячих.

 

2.1. Виды изданий по читательскому адресу

Среди выходящих в специальных библиотеках для слепых тактильных рукодельных изданий по читательскому адресу выделяются:

тактильные рукодельные издания для слепых — это издания, доступные для читателей, у которых остро та зрения на лучше видящем глазу с коррекцией не пре­вышает 0,04. При создании этого вида изданий исполь­зуется рельефно-точечный шрифт, различные виды рельефных рисунков и объемных изображений;

тактильные рукодельные издания для слабови­дящих — это издания, предназначенные для читателей, у которых острота зрения на лучше видящем глазу на­ходится в пределах от 0,05 до 0,4. При создании этого вида изданий используется укрупненный шрифт (Кегль шрифта варьируется от 14 до 20 пунктов (в системе Дидо 1 пункт = 0,376 мм). Рекомендуется использовать гарни­туры шрифтов, не имеющих утончений (Arial, Helvetica, Pragmatika)), пло­скостные и рельефно-графические иллюстрации (Основные требования к иллюстрациям для слабовидя­щих подробно описаны в методических рекомендациях «Изда­ние литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004)).

 

2.2. Виды изданий по материальной конструкции

Материальная конструкция издания представляет собой сложившуюся форму издания как предмета, кото­рая характеризуется суммой издательских и полиграфи­ческих признаков, не зависящих от содержания издания. В   практике  специальных  библиотек  наиболее  часто встречаются четыре вида тактильных рукодельных из­даний:

•   книжное издание;

•   книжка-игрушка;                      

•   комбинированное издание;

•   комплектное/комплексное издание.

2.2.1. Книжное издание

К этому виду относятся издания в виде блока скреп­ленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Текст (художествен­ный или познавательный), набранный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом, сопровождает­ся рельефными рисунками и/или объемными изображе­ниями.

Наряду с общими внешними признаками, тактиль­ные рукодельные книги имеют ряд особенностей и от­личий от других книжных изданий как по технике ис­полнения, так и по отбору материалов, из которых соз­дается книга. Основной отличительной чертой данного вида изданий является его рукотворность. Объемные изображения и рельефные рисунки создаются вручную из  различных  природных  и  других  материалов,   на ощупь максимально приближенных к оригиналу. В качестве листа для размещения изобразительного мате­риала используется плотная бумага, ее синтетический заменитель или легкий картон, обтянутый тканью. Как правило, такая книга выпускается в одном-двух экземп­лярах.

Таким образом, тактильная рукодельная книга — это книга, изготовленная без применения или с минимальным применением технических средств. Она предназначена для восприятия содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содер­жит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных материа­лов, на ощупь максимально приближенных к ориги­налу, а также текст (художественный либо познава­тельный), напечатанный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом.

Следует отличать тактильную рукодельную книгу от наглядного тактильного рукодельного пособия, содержание в котором в основном передается при помощи изображения. Оно не содержит художественного либо познавательного текста и является вспомогательным материалом, необходимым: а) при обучении чему-либо; б) при чтении ассоциативных книг для расширения субъективного представления ребенка о сюжете и персонажах произведения. Такие пособия выпускаются как в виде отдельных объемных предметов, так и в виде альбомов рельефных/объемных изображений, которые неразрывно связаны с текстом произведения и не могут использоваться в отрыве от него. Как правило, руко­дельные пособия являются составной частью комбини­рованного и комплектного изданий.

 

2.2.2. Книжка-игрушка

Для детей дошкольного возраста специальные биб­лиотеки для слепых выпускают книжки-игрушки, выполняющие информационную и игровую функции. В них к минимуму сведены текстовые материалы и мак­симально расширены иллюстративные и игровые ком­поненты, направленные на сенсорное, умственное и эс­тетическое развитие детей. Сохраняя все признаки книжного издания, тактильные рукодельные книжки-игрушки, в зависимости от замысла создателей, могут иметь необычную конструктивную форму:

•   книжка-ширмочка;

•   книжка с игровым замыслом;

•   книжка-вертушка;

•   книжка-панорама;

•   книжка-фигура;

•   книжка-поделка.

По мере появления новых вариантов перечень раз­новидностей книжек-игрушек может быть расширен.

 

2.2.3. Комбинированное издание

Широкое распространение в практике специальных библиотек для слепых получили комбинированные издания, состоящие из набора двух и более материальных носителей информации, сюжетно связанных между со­бой и композиционно дополняющих друг друга.

Наряду с книжным изданием, комбинированные из­дания могут включать звуковые записи на аудиокассе­тах и/или компакт-дисках, а также пособия с объемны­ми изображениями и рельефными рисунками, дополняющие изложенную в книге информацию.

 

2.2.4. Комплектное/комплексное издание

Комплектное/комплексное издание представляет собой совокупность изданий, собранных в папку или футляр и имеющих общее заглавие. В состав комплект­ного/комплексного издания, как правило, входят:

•   текст произведения, напечатанный рельефно-точечным шрифтом;

•   «говорящая» книга, с записью текста на аудиокас­сетах или компакт-дисках;

•   текст произведения, напечатанный укрупненным шрифтом;

•   тактильное рукодельное пособие.

В зависимости от замысла создателей состав ком­плектных/комплексных изданий может меняться. Ис­пользуя этот вид изданий, читатель имеет возможность выбрать в каждой конкретной жизненной ситуации наи­более приемлемый для себя формат издания.

Комплектные/комплексные издания очень удобны при совместном чтении зрячих родителей и слепого ре­бенка, слепых родителей и зрячего ребенка. Родители могут контролировать процесс чтения, вовремя поправ­лять и подсказывать ребенку, где он допустил ошибку.

 

Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чте­ния и здоровье ребенка:

•   не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки;

•   не допускается использование токсичных клея­щих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов;

•   с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот;

•   необходимо предусмотреть возможность сани­тарной обработки издания.

 

2. Основные эргономические требования к тактильным рукодельным изданиям

В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физиче­ские возможности детей:

•   легкость — обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержа­нии книги/пособия;

•   прочность — исключает возможность деформа­ции издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;

•   размер — влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210x250 мм до 230x297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см;

•   объем — влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 стра­ниц);

•  материалы, используемые для создания тактиль­ных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Пред­почтение отдается экологически чистым природным ма­териалам.

3. Основные требования к оформлению издания

Дизайн тактильных рукодельных изданий, предна­значенных для незрячих и слабовидящих детей, имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформ­ления издания в целом при тактильном обследовании.

•   Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования;

•   цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резки­ми до боли в глазах. Не рекомендуется также использо­вать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зри­тельной патологией путают с черным и темнокоричневым цветами. Кроме того, для лучшего воспри­ятия иллюстративного материала (а значит, и его пони­мания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции;

•   не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.

 

4. Тактильные изображения в рукодельных изданиях

Иллюстрации в изданиях для детей способны не только удовлетворить любознательность ребенка, расширить его представление об окружающем мире, но и стать источником радости. Прежде чем приступить к созданию объемного/рельефного изображения, следует оценить степень его полезности для тактильного обсле­дования и выбрать отвечающие поставленным задачам изобразительные средства.

 

4.1. Виды изобразительных средств

В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств:

•   объемные модели, специально созданные или по­добранные в качестве иллюстрации к тексту;

•   барельефные изображения;

•   аппликационные изображения;

•   рельефные изображения (силуэтные и контурные), а также различные комбинации перечисленных ви­дов изобразительных средств.

 

4.2. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению

•   контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;

•   для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть макси­мально реалистичными, чтобы у ребенка не складыва­лось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа со­баки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и г. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;

•   следует избегать сложных ракурсов в изображе­нии предметов;

•   материал, используемый для создания объекта об­следования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним при­ближен;

•   цвета в изображении людей, животных и предме­тов должны соответствовать естественным, т. е. природным;

•   при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохра­нять единый размер изображаемого объекта, чтобы ре­бенок не путал его с другим предметом;

•   рекомендуется размещать на листе/странице не­большое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвле­каясь на второстепенные детали;

•   при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;

•   изображаемый объект не должен превышать раз­мера детской ладони;

•   следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;

•   в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнур­ков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;

•   в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ре­бенка предметной деятельности и/или образов действия. 11апример, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстриро­вать с помощью изготовления подвижного элемента — кивающей головы.

 

5. Основные конструктивные особенности тактильных рукодельных изданий

 5.1. Обложка

•   Для изготовления обложки рекомендуется ис­пользовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, се­рого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бу­магу;

•   не рекомендуется изготавливать обложку издания и 5 пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т. к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых ти­тульных сведений;

•   надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например Апа1) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунк­тов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т. п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур;

•   не рекомендуется в качестве материала для созда­ния обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т. к. получен­ное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследо­вании обложки;

•   во избежание потерь съемных предметов или де­талей, использованных в иллюстрации, следует созда­вать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки;

•   на последней странице обложки следует помес­тить карман для методических, практических рекомен­даций по использованию издания, аудиоматериала, за­писанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.

 

5.2. Страница

•   Страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью;

•   цвет ткани, используемой при изготовлении стра­ниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки;

•   уголки страницы следует делать закругленными;

•   для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает каче­ство этого восприятия;

•   внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок;

•   не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.

5.3. Переплет

Основным условием для любого вида переплета, ис­пользуемого при создании тактильных рукодельных изданий, является его прочность, а также возможность пе­релистывания и удержания страниц в удобном для чте­ния положении без дополнительных усилий.

Наибольшее распространение в практике издатель­ских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумаж­ными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и картонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура.

Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве гото­вых обложки и переплета.

5.4. Футляр

Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т. ч. методическое, практическое посо­бие/руководство и т. п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражаю­щих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Под­робные сведения об издании размещаются на иденти­фикационном листе, вложенном в футляр/коробку.

 

6. Текст в тактильных рукодельных изданиях

В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен:

•   на отдельной странице издания;

•   на странице, где расположен иллюстративный материал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице;

•   в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на аудиокассетах или компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях).

 

Не рекомендуется:

•   в художественных текстах (в т. ч. сказках) искажать и сокращать текст оригинала;

•   в подписях к иллюстрациям опускать слова, важ­ные для формирования у детей правильного представления об окружающих предметах;

•   многоколонный набор текста (кроме стихов).

Основные правила работы с текстом, записанным по системе Брайля, подробно описаны в методическом пособии «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004).

 

7. Требования к шрифтовому оформлению изданий

Для шрифтового оформления изданий используется комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста с целью предупреждения отрицательного воздей­ствия процесса чтения на здоровье ребенка. В зависимо­сти от задач, поставленных перед создателями тактиль­ных рукодельных изданий, текст может быть записан:

•   рельефно-точечным шрифтом;

•   укрупненным шрифтом;

•   параллельно рельефно-точечным и укрупненным шрифтами.

 

7.1. Рельефно-точечный шрифт

При создании изданий для детей, начинающих чи­ни, по системе Брайля, рекомендуется:

•   устанавливать большее расстояние между стро­ками (7,3 или 9,8);

•   использовать одностороннюю печать.

7.2. Укрупненный шрифт

Издания для слабовидящих детей печатаются чет­ким, контрастным и ярким шрифтом на однотонном по­ле без шумового эффекта.

Рекомендуется использовать:

•   шрифты без утончений (например Arial) нормаль­ного или полужирного прямого начертания;

•   кегль шрифта не менее 18 пунктов.

Не рекомендуется использовать:

•   цветные и рисованные шрифты;

•   выворотку шрифта (белый шрифт на черном, се­ром или цветном поле);

•   укрупненный шрифт на термобумаге, т. к. полу­чаемое объемное изображение буквенных символов не имеет четкого контура и не пригодно ни для тактильного, ни для зрительного прочтения.

Российская государственная библиотека для слепых

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 10 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
3466334
Finland Sevastopol joomla