• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

sanim1.jpg


Печать

Формирование культуры общения у дошкольников со зрительной патологией с использованием тактильных изданий

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

 

В детском садике

Ярош О.Н.,
тифлопедагог МДОУ № 125, г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

В течение длительного времени коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждение - детский сад комбинированного вида № 125 (для детей с нарушением зрения) Пролетарского района г. Тулы работает над изучением, раскрытием и анализом темы: «Социальная среда формирования ребенка с патологией зрения как личности и как объекта и субъекта общения». Мы считаем, что данная тема актуальна и значима, а сегодня мы представляем одну из составляющих этой темы, а именно: «Формирование культуры общения у дошкольников со зрительной патологией с использованием тактильных изданий».

В последнее время ученые, представляющие различные области отечественной психологической науки проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения. Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и более частых фактов, которые, будучи рассмотрены с позиции целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень удивительно показывают предельно необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

На прогулкеВступая в общение, друг с другом, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.д. Чтобы осуществить ее, человек более или менее сознательно использует свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают его поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у него потребности, интересы, побуждения, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо так же видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.

Если процесс развития рассматривать не односторонне и оценивать его реально, то сразу окажется, что предметная деятельность человека во всех ее модификациях известно, в подавляющем числе случаев требует постоянного взаимодействия людей в форме общения. И от того, как протекает, как организованно общение, зависят результаты этой деятельности постоянно и неотвратимо воздействуют на многие характеристики коммуникативной деятельности вовлеченных в предметную деятельность людей.

В детском садикеПытаясь выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают, таким образом, возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и навыки, требующиеся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию, психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик. Культура общения – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Она предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Она предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желание, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, то есть поступить, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, характеризующейся наличием у дошкольника достаточного запаса слов, умением говорить лаконично, сохраняя спокойный тон, а также умением внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Развитию пространственного представления способствует «чтение» тактильных книгДля детей с нарушением зрения роль общения возрастает, поскольку оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей на ранних этапах развития. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, пантомимике, жестах очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения. Дети с нарушением зрения не имеют четких представлений о том, как могут выражаться эмоциональные проявления, имеют лишь одно словесное обозначение, описывающую ту или иную эмоциональную модальность, носят узко ситуативный характер.

В ДОУ ведется целенаправленная работа по развитию культуры общения и формированию позитивного отношения к миру у детей со зрительной патологией. Нарушение зрения, в частности косоглазие, помимо косметического дефекта, весьма тягостно в психологическом плане. Оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Оказавшись в новых, более сложных условиях зрительной ориентации, испытывая трудности контакта с окружением, ребенок оказывается в ситуации ломки стереотипа поведения, что вызывает в нем негативные переживания, ребенок замыкается на своем отрицательном состоянии. У детей резко меняется отношение к окружающему миру и людям, сокращается количество контактов, ограничивается игра и самостоятельная жизнедеятельность. Без помощи взрослого ребенок не способен себя занять и участвовать в играх и занятиях. При этом можно наблюдать подавленность в настроении, частые слезы, огорчения. В отдельных случаях можно наблюдать повышенную возбудимость, раздражительность, быструю утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональную неустойчивость и конфликтность.

Развитию пространственного представления способствует «чтение» тактильных книгДлительное наблюдение за детьми с косоглазием и амблиопией показывает, что у них проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия. Иногда отмечаются аффективные и бурные эмоциональные переживания, сопровождающиеся криком и плачем. При этом желание уйти от общения, игр и занятий они осознать не могут, объясняя свой отказ просто: «Я не хочу». Импульсивность и лишенное активного взаимодействия с людьми состояние ребенка с косоглазием и амблиопией объясняют и проявление парализованности волевых усилий, пассивность и подавленность, потерю интереса к окружающей действительности.

Сказанное удостоверяет необходимость научно-методического обеспечения коррекционного обучения, ориентированного на развитие культуры общения, регуляции поведения и всей эмоциональной сферы данной категории детей. На наш взгляд наиболее актуальным средством развития общения у детей с нарушением зрения может выступить тактильная книжка-игрушка, поскольку является для ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми, рукодельная книжка-игрушка – один из способов познания мира; символическая переработка реальных впечатлений.

Развитию пространственного представления способствует «чтение» тактильных книгСвоеобразие восприятия лиц с нарушением зрения окружающей действительности оказывает влияние на формирование представлений. Представления детей с патологией зрения обеднены и фрагментарны, зависят от времени, характера и степени поражения органа зрения. Чем раньше потеряно зрение, тем беднее, как качественно, так и количественно, представления. Чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления в сознании ребенка. Пространственные представления формируются в результате коррекционно-развивающей работы, накопления чувственного опыта, овладения необходимыми умениями и навыками, чему способствует «чтение» тактильных книг. Дети, лишенные полноценного зрения физиологически развиваются также как зрячие, но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Главная цель системы их воспитания – с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Очень важный этап развития компенсаторных возможностей – восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга.

В 2005 году в нашем ДОУ появилась первая тактильная рукодельная книга по произведениям Агнии Барто,  применяя её в воспитательном процессе, мы отметили, что издание исполнено не совсем верно. Для более профессионального изготовления тактильных книг в соответствии с российским стандартом необходима большая подготовительная работа всех специалистов, с этой целью была создана творческая группа, в состав которой входят специалисты ДОУ: педагог-психолог, тифлопедагог, учитель-логопед, врач-офтальмолог. Эта группа, обсуждает макет издания, а так же готовит рекомендации по их использованию. Основная задача при издании тактильных книг заключается в том, чтобы научить детей познать окружающий мир. Научить их правильно пользоваться осязанием, правильно реагировать на звуки окружающего мира.

Тактильная рукодельная книга по произведениям Агнии БартоТактильная рукодельная книга по произведениям Агнии БартоТактильная рукодельная книга по произведениям Агнии Барто

 

Результат работы творческой группы это - 12 названий рукодельных тактильных книгРезультат работы творческой группы это - 12 названий рукодельных тактильных книг. Данные книги способствуют развитию осязания и остаточного зрения, служат стимулом к приобщению детей к чтению в более раннем возрасте. Яркие и четкие реалистические иллюстрации помогают ребенку лучше узнать и понять окружающий мир, его красоту и многообразие, открыть волшебную страну сказок с ее знаменитыми героями. Подбор содержания и тематики тактильных книг осуществляется в соответствии с Программами коррекционно-образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной.

К 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина была выпущена книжка-игрушка «Лукоморье» по произведения великого русского писателя.

Книжка-игрушка «Лукоморье»Книжка-игрушка «Лукоморье»

Она изготовлена из комфортных для тактильного восприятия материалов (натурального, природного, бытового). Положительные тактильные эмоции способствуют в свою очередь развитию моторики и дают стимул для дальнейшего познания окружающих предметов. Это позволило активно использовать книжку-игрушку в работе с детьми в течение всего года. Наряду со знакомством с иллюстрированным материалом дети читали стихи, слушали аудиовизуальные записи произведений А.С. Пушкина. С детьми проводились тематические гостиные и утренники: «Пушкиниана», «У лукоморья…», «Поэзия А.С. Пушкина в музыке и стихах». На занятиях по изобразительной деятельности воспитанниками нашего ДОУ были выполнены рисунки - иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, которые были представлены на конкурсе «Юный иллюстратор» по творчеству А.С. Пушкина» организованным ГУК ТО ТОСБС. Библиотекой была выпущена книга название. Для всех желающих участников этого проекта мы делали ее копию, согласитесь - это приятно когда через много лет можно вновь увидеть свои иллюстрации, а возможно показать их и своим детям.

Положительные тактильные эмоции способствуют развитию моторики. Положительные тактильные эмоции способствуют развитию моторики.Положительные тактильные эмоции способствуют развитию моторики.Положительные тактильные эмоции способствуют развитию моторики.

На основе многолетнего плодотворного опыта по работе с этими изданиями была разработана программа с использованием тактильных книг по развитию познавательной сферы ребенка с нарушением зрения, развитие его личности, которая включает в себя коррекцию сенсорного, интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы. В процессе работы осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Основными задачами программы являются:

  • развитие смысловой, содержательной стороны речи в процессе формирования у детей связи между воспринимаемыми объектами и явлениями с обозначающими их словами;
  • формирование у детей навыков речевого общения; эмоционального отношения к персонажам и сюжету сказки;
  • обучение, описанию предметов, называя их характерные признаки, используя тактильные ощущения;
  • развитие фонематического восприятия, дифференцировка и локализация звуков в пространстве;
  • обучение составлению рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;
  • тренировка амблиопичного глаза при рассматривании мелких деталей сюжетных картин;
  • развитие и тренировка зрительного внимания при обучении рассматриванию сюжетных картин, нахождении на них заданных объектов; при обучении детей сравнению предметов, изображений, называя их характерные признаки;
  • развитие и тренировка зрительной памяти при обучении узнавать предметы и их изображения, нахождение заданных предметы среди других;
  • развитие навыков соотнесения сенсорных эталонов с реальными объектами;
  • развитие осязательного восприятия, мелкой моторики при формировании тактильного различения свойств предметов.

На наш взгляд особого внимания заслуживает тактильная книжка-игрушка «Теремок». Это издание активно используется в работе учителя-логопеда по развитию связанной монологической речи, а также другими специалистами.

Тактильная книжка-игрушка «Теремок»Работа учителя-логопеда

Комментарии к тактильной книжке-игрушке «Теремок»:

-  рус. нар. сказка : тактильная книжка-игрушка с рельефным изображ. предметов / худож оформ. С.В. Тишутина ; – Изд. для детей с н. зрения. –  с. : ил. : многокрас. ткань, мех, перо, бумага.

Книга способствует развитию осязания и остаточного зрения. Яркие и четкие реалистические иллюстрации, обрамленные темным контуром, краткий текст, напечатанный укрупненным плоскопечатным шрифтом, способствуют развитию речи, помогают ребенку лучше узнать и понять окружающий мир, его красоту и многообразие, открыть волшебную страну сказок с ее героями. Книжка дополнена аудиотекстом, предназначенным для лучшего восприятия ребенком текста.

Издание представляет собой книжку-игрушку, предлагается слабовидящим детям дошкольного возраста. Книга может быть использована также и зрячими детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения жизнедеятельности.

Иллюстрации изготовлены из натуральных материалов, по качеству приближенных к реальным объектам: многокрасочная ткань, мех, бумага, что делает книгу пригодной для детей с остаточным зрением. Разнообразие цвета помогает определить форму изображенных предметов и одновременно требует активности остаточного зрения.

Описание книги: твердая обложка, 8 страниц, 7 иллюстрированных разворотов.

Открываем первую иллюстрированную страницу и переносимся на лесную полянку. Об этом говорит фон, выполненный из ярко-желтой бумаги. На полянке построен теремок из веточек; дверь и труба сделаны из шпона, занавески на окнах выполнены из бумаги, стекла - из прозрачной пленки. К теремку по траве, вырезанной из бархатной бумаги зеленого цвета, ведет тропинка, выложенная из морского песка. По этой тропинке к терему крадется мышка. Мышка сделана из меха серого цвета, нос и язычок вырезаны из кожи черного и красного цветов. Зрачок глаза вышит бисером черного цвета. Понравился мышке теремок, осталась она в нем жить.

Переворачиваем страницу и видим, что набрела на теремок лягушка. Лягушка сделана из кожи, шероховатой на ощупь, что дает малышам более реальное представление об оригинале. Учитель может попросить детей рассказать о том, какой образ жизни ведет лягушка, где она обитает.

Осталась лягушка жить в тереме с мышкой, об этом рассказывает следующая иллюстрация. На картинке появляется следующий герой - серый зайчик, выполненный из меха. Его тоже позвали жить в теремок. Живут-поживают дружно звери. Вскоре и лиса, выполненная из меха рыжего цвета, нашла теремок, следом за ней пришел волк. Туловище волка сделано из искусственного меха серого цвета. Остались они жить в теремке.

Рассматривая с ребенком следующую иллюстрацию, педагог может поговорить с ним о дружбе и взаимопомощи. На картинке появился еще один герой, медведь косолапый, туловище которого сделано из искусственного меха коричневого цвета, зрачки глаз вышиты черным бисером, нос и язычок - из кусочков кожи черного и красного цветов. Стал взбираться медведь на крышу, затрещал теремок, упал и развалился. Еле-еле успели выскочить из него мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Вопросы к детям:

  • Какие персонажи встречаются в сказке?
  • Опишите, из каких материалов построен теремок, из каких материалов сделаны животные.
  • Кто из вас встречал перечисленных животных в жизни? Расскажите, как они выглядят.

Книжка-игрушка способствует развитию речи, развитию и тренировке зрительного внимания при рассматривании сюжетных картин, нахождении на них заданных объектов; обучению детей сравнению предметов, изображений, развитию навыков соотнесения изображений с реальными объектами. Рассматривая и изучая данную книгу, ребенок с нарушением зрения имеет возможность составить связный рассказ, задать вопросы занимающемуся с ним взрослому, ответить на его вопросы, инсценировать сюжет.

Оформление территориального пространства около дошкольного учрежденияОформление территориального пространства около дошкольного учрежденияРебенок может отличать растения друг от друга на ощупь и по запахуРебенок может отличать растения друг от друга на ощупь и по запаху

Тема данной книги нашла свое отражение в оформлении территориального пространства около дошкольного учреждения, где все направлено на то, чтобы дети с ограниченными возможностями научились быстрее ориентироваться в окружающей среде. Например, занятия на уникальной дорожке, посыпанной камнями, глиной, песком, корой, шишками, травой и опилками развивают у детей осязание. С помощью искусно сложенного без единого гвоздя березового домика можно познакомиться с объемным строением, лабиринт из пеньков поможет научиться держать равновесие, а на специальных клумбах дети смогут слушать ветер, отличать растения друг от друга на ощупь и по запаху.

Дважды за 2009-2010 учебный год территория нашего ДОУ занимала призовые места в проводимых конкурсах Управлением образования г. Тулы.

Грамота

ГрамотаНа территории сада мы размещаем различные композиции не только в соответствии с временами года, но и целенаправленно работаем над созданием сенсорной площадки «Сад – ощущений» где малыши под руководством заботливых педагогов будут учиться познавать мир, данная площадка представляет собой особым образом структурированное пространство.

Путешествуя по нему, ребенок испытывает цепочку последовательных ощущений, которые вовлекают его в контакт с окружающим миром. «Сад ощущений» - это уголок мира, где ребенок со зрительной патологией может чувствовать себя в безопасности. Все предметы и конструкции призваны помочь ему легко и интересно постигать окружающий мир. Сенсорная площадка состоит из нескольких зон: игровой, шумовой и зоны развития. Каждая из зон направлена на развитие определенных органов чувств ребенка: слуха, обоняния, тактильных ощущений. Даже если мы не в силах подарить ребенку возможность видеть этот мир, мы в силах сделать его жизнь комфортнее и радостней.

Например, поверхность площадки состоит из сменяющих друг друга покрытий: гальки, песка, травы, гравия. Сделано это для того, чтобы ребенок научился чувствовать, как сменяется поверхность под его ногами, и быть готовым к этому и за пределами сада. В планах нашего ДОУ - построить на этой площадке стенку, на которой будут прикреплены различные предметы, создающие шумовые эффекты, и сделать тактильные панели. Сад – это прогулочная зона, поэтому, находясь здесь, малыши должны получать только положительные эмоции. Функционирует площадка только в теплое время года, начиная с апреля, дети смогут снова и снова приходить сюда за новыми ощущениями.

Сенсорная площадка «Сад – ощущений»Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности, оно обеспечивает освоение систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.

Развитие мышления связано с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими.

В свою очередь, развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга; возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Дидактическое тактильное рукодельное пособие: зонтикСодержание коррекционно-воспитательной работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.

В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

Для обогащения сенсорного опыта и компенсации пробелов в нем, а также для развития тонкой моторики на занятиях с дошкольниками с нарушением зрения были созданы следующие дидактические тактильные рукодельные пособия: зонтики и сенсорные коврики.

 

При работе со всеми пособиями решаются следующие задачи:

  • Создание эмоционально положительного настроения.
  • Развитие интереса и побуждение к действиям.
  • Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление знаний о них.
  • Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть, пристегнуть к пуговице.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания и навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
  • Формирование и активизация словаря детей:
  1. Развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
  2. Развитие умения правильно произносить звуки, согласовывать слова в предложении;
  3. Формирование умения составлять мини-рассказ.
  • Развитие восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, памяти, воображения.
  • Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного); учить сопоставлять количество и цифровое его выражение.

Использование развивающих тактильных дидактических пособий определяется контекстом занятий и согласуется с направлениями коррекционно-воспитательной работы ДОУ.

Остановимся подробнее на сенсомоторных ковриках:

Дидактическое тактильное рукодельное пособие: коврикСенсорный коврик “Вокруг домика”При работе с ковриком “Вокруг домика”- идет повторение формы и цвета предметов: солнышко круглое желтое, а домик прямоугольный; деревья зеленые, забор разноцветный). Активизируется словарь детей при обсуждении сезонных явлений (цветение деревьев весной и созревание плодов летом и осенью), строения дома (есть стены и крыша, дверь, труба, окно). Идет активная работа пальцев рук: развивается умение заплетать косички и завязывать бантик, приклеивать на “липучку” (и отклеивать) детали дома, яблоки и груши на деревья. Также при работе с ним идет закрепление устного счета прямого и обратного, сравнения предметных множеств (больше, меньше, равно). Данный коврик применяется на занятиях по ОБЖ (правила безопасности у воды). На занятиях с экологическим содержанием (трава на берегу может “завянуть”, если долго нет дождей; рыбы в озере может не быть, если вода загрязнена)

Примерные вопросы и задания:

  • - Какое время года на нашем коврике? Почему вы так решили?
  • - Могут ли на одном дереве расти яблоки и груши (разные фрукты)?
  • - Чего не хватает домику? (окно и труба крепятся на “липучку”, их можно снять)
  • - Как узнать, есть ли кто в домике? (дверь открывается и крепится на “липучку”, за дверью пришита аппликация – котенок)
  • - Давай построим забор у домика, только сначала мы используем палочки желтого цвета, затем – синего, красного, серого (пусть палочки разных цветов чередуются по одной, по две и т.д.)
  • - Заплети косички солнышку и завяжи бантики, чтобы оно светило ещё ярче.
  • - Каких фруктов на деревьях больше (меньше) – яблок или груш?

В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

  • знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны («мягкий» – из ткани, деревянный, пластмассовый и т.д.);
  • учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный);
  • определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) в сравнении с другими предметами.

Коврик “Лужок” также можно использовать на занятиях с экологическим содержанием (бабочки могут не прилететь на лужок, если на нем не цветут цветы: бабочки крепятся на “липучку”, цветы пристегиваются на пуговицы).

Сенсорный коврик “Паровозик”Развивающие дидактические, коврики «Паровозик», «Одежда», «Винни – Пух» способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие. Благодаря таким коврикам ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельной и свободной творческой игры.

Наша задача шире использовать весь имеющийся арсенал тактильных дидактических пособий и книг, чтобы в игровой форме как можно эффективнее влиять на развитие тонкой моторики детей со зрительной патологией. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, необходимо превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать поощрять ребенка, обращать его внимание на приобретенное умение и навыки.

Презентация «Мери Поппинс в гостях»В апреле 2010 года мы принимали участие в региональной конференции «Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения». Нами была представлена презентация ДОУ под названием «Мери Поппинс в гостях». Для этого был подготовлен целый комплекс рукодельных тактильных дидактических пособий, а также показаны фрагменты интегрированных занятий с различными тематическими зонтиками: «Времена года», «Профессии», «Овощи - фрукты», «Разноцветные фигуры».

При организации работы с тактильными дидактическими пособиями для развития познавательной активности детей с нарушениями зрения необходимо иметь в виду, что она должна осуществляться систематически, целенаправленно и непрерывно. Непрерывность коррекционно-развивающей работы обеспечивается привлечением родителей детей с нарушениями зрения к участию в данной деятельности.

Презентация «Мери Поппинс в гостях»Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению основных постоянных признаков исследуемого объекта. При изучении предметов окружающего мира мы используем полисенсорную основу. Что помогает детям сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

На наш взгляд, дети становятся более самостоятельными, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого. Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Работа с тактильными книгами и рукодельными дидактическими пособиями постоянно анализируется, дорабатывается с целью усовершенствования и более эффективного использования их в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Как показывает анализ числовых данных по использованию тактильных книг и дидактических пособий в коррекционной работе все задачи решаются педагогами в процессе учебной и свободной деятельности детей с нарушением зрения, достаточно активно используются различные формы работы с тактильной книгой.

Данные результаты позволяют утверждать, что выбранный нами метод использования рукодельных тактильных дидактических пособий позволил не только повысить уровень развития связной монологической речи, сделав эту работу интересной и увлекательной для детей с нарушением зрения, но и увеличить уровень научно-методического обеспечения коррекционного обучения, ориентированного на развитие культуры общения, регуляции поведения и всей эмоциональной сферы данной категории детей.

Работа над созданием тактильных рукодельных изданий является одним из наиболее результативных способов для развития творческих способностей и дидактических возможностей всего коллектива ДОУ.

Смотрите фотогалерею - >

 

 

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 58 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
3695390
Finland Sevastopol joomla