• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

foxсrane1.jpg


Печать

Использование тактильных книг в развитии связной монологической речи у детей с нарушением зрения

Рейтинг:   / 7
ПлохоОтлично 


Обучение детей в дошкольном учрежденииИчевская Н.В.,
логопед МДОУ № 125, г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

Обучение детей с нарушением зрения связной речи имеет огромное значение для их всестороннего развития. Она является не только средством общения, но и способствует развитию интеллекта, мышления. Так как функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Связная речь реализовывает две функции: общение и сообщение, она обучает структуре, логике высказывания. В связной монологической речи дети дошкольного возраста с нарушением зрения овладевают тремя функционально-смысловыми типами высказываний: описание, повествование, рассуждение. Это имеет огромное значение не только для становления навыка устного сообщения в детском саду, но и для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться.

Дидактическая игра «Где лежит?»Длительное наблюдение за дошкольниками с нарушением зрения показало, что они испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Для связных монологических высказываний характерно: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, что, несомненно, отражается на развитии связной монологической речи.

Сказка для ребенка – это особое средство постижения жизниОсобое место в развитии связной монологической речи у детей с нарушением зрения занимают сказки, помогающие сделать эту работу более интересной и продуктивной. Сказка для ребенка – это особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности.

Поэтому в качестве средства логопедической коррекции я решила выбрать метод моделирования детских рассказов русских народных сказок по опорным картинкам, взятых из тактильных книг, поскольку их использование позволяет детям с нарушением зрения всегда иметь перед глазами наглядный материал будущего пересказа, совершенствовать навыки планирования речевой деятельности, концентрировать свое внимание на грамматически правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи слов и предложений, характерных для произведения.

Тем самым у дошкольников со зрительной патологией увеличивается и активизируется уровень словарного запаса, владения грамматическим строем речи, а также повышается уровень развития связной речи в целом.

Сказка для ребенка – это особое средство постижения жизниВ процессе занятий большое внимание уделялось коррекционной работе по формированию интонационной стороны речи и совершенствованию грамматических категорий языка.

Для формирования интонационной выразительности речи детям предлагается для прослушивания сказка «Три медведя». Первый раз я читала ее без интонационного оформления, а второй раз – выразительно. У детей выяснялось, какое чтение им больше понравилось и почему. Потом им разъяснялось, что голос при чтении можно изменить, с его помощью передается радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьба, приказ и т. п. Детям объясняется, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т. д. После второго прослушивания сказки с детьми обсуждалось, какими голосами говорили медведь-папа, медведица-мама и медвежонок. Затем я играла с детьми в игру «Чей голос?», изменяя громкость и тон голоса, произносила фразы из сказки, а дети определяли, кому принадлежит голос: медведю, медведице или медвежонку.

Дидактическая игра «Где лежит?»Параллельно с формированием интонационной выразительности речи продолжается работа по совершенствованию лексико-грамматических категорий языка. Работа в данном направлении способствует проведению занятий по темам: «Существительные в родительном падеже единственного числа», на котором дети не только учатся образованию существительных в родительном падеже, но и упражняются в согласовании существительных с соединительными словами. С большим удовольствием они играют в дидактическую игру «Чего не стало?» по сказке «Три медведя».

Так же дети учатся образованию пространственных отношений, выраженных предлогами в, на, под, из-под для составления предложений. Успешному выполнению заданий способствовали моя индивидуальная работа с детьми, подгрупповая работа воспитателя с помощью дидактических игр «Где лежит?», «Кто точнее скажет?», «Придумай предложение» и др.

Далее проводится занятие по согласованию местоимений мой, моя с существительными; дети учатся подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учатся исправлять ошибки в согласовании, используя в качестве зрительной опоры изображения предметов в тактильной книге. Выполнение этого задания доставляет детям удовольствие, они активны и заинтересованы результатами своей работы.

Следующий блок занятий посвящен выстраиванию временной последовательности событий на картинке по тактильной книге. На данном этапе дети выполняют задания: «Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом».

Итоговое занятие посвящено обыгрыванию детьми в пантомиме действий персонажей сказки с последующим их оречевлением.

Обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей сказкиОбыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей сказкиОбыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей сказкиВот и сказочке конец!

В процессе работы дети научились пересказывать литературные произведения близко к тексту, использовать в своих пересказах авторские слова и выражения; научились вносить творческие изменения в произведения, пересказывать сказки от лица героев, соблюдая при этом логическую последовательность изложения и сохраняя структуру произведения, используя в качестве зрительной опоры тактильные книги, отображающие последовательность событий пересказываемого произведения.

Так же у них улучшилось словесно-логическое мышление произвольное внимание, зрительнообразная память.

Использование тактильных книг в развитии связной речи позволяют утверждать, что выбранный нами метод работы очень эффективен, так как он увеличивает уровень словарного запаса; наглядность иллюстраций позволяет детям познакомиться с различными природными материалами, их структурой; учит детей практическому владению грамматическим строем речи и повышает уровень развития связной монологической речи.

Впоследствии мы будем стараться создавать и совершенствовать наши издания, шире использовать их в логопедической работе.

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 34 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
3655437
Finland Sevastopol joomla