• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

pockets3.jpg


Печать

Презентация методического пособия «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения»

Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

 

Елена БрунисБрунис Е.К.,
библиотекарь Тифлоинформационного центра
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями») 

Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. Широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Поэтому так важно чтобы тактильная рукодельная книга была выполнена с учетом всех требований и особенностей детей с особыми образовательными потребностями.

Тульская областная специальная библиотека для слепых занимается выпуском тактильных рукодельных книг с 1996 года.

В 2005 году библиотекой было подготовлено и выпущено пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: теория и практика».

За период с 2005 по 2010 годы было изготовлено большое количество тактильных рукодельных книг и накоплен значительный опыт по их изданию и использованию. Изготовлением таких книг занимаются и другие специальные библиотеки России, они также систематизируют свой опыт и выпускают методические пособия, призванные помочь в создании и использовании тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

На основе опыта нашей библиотеки по изготовлению и применению тактильных книг и дидактических пособий в работе тифлопедагогов в 2010 году было выпущено дополненное и переработанное издание. Оно систематизирует и обобщает российский и зарубежный опыт по изготовлению и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

Пособие предназначено для библиотечных работников, занимающихся изготовлением тактильных книг, педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями жизнедеятельности, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, а также может быть полезно родителям.

Пособие рассматривает особенности психофизиологического восприятия незрячими детьми тактильного изображения. В разделе дается понятие тактильного издания и его функции.

Основными функциями являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная и гедонистическая.

В пособие представлено деление тактильных рукодельных изданий по их содержанию: ассоциативные и дидактические; и наиболее часто встречающиеся виды тактильных рукодельных изданий: книжное, книжка-игрушка, комбинированное, комплектное/комплексное, дидактическое.

Учитывая возрастные особенности детей с нарушением зрения и время наступления дефекта, тактильные издания можно условно разделить на три уровня:

1. Для самых маленькихдолжны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.

2. Для среднего дошкольного возраста должен быть использован простейший сюжет (любимая и знакомая на слух сказка, иллюстративный материал), рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания, однако у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объектом.

3. Для старших дошкольников и младших школьников. На иллюстрациях уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.

Создание тактильного пособия можно разделить на несколько этапов.

Первоначально необходимо выбрать формат и вид издания подобрать материалы, которые будут максимально приближены к действительности. Продумать каждую страницу, что и как будет размещаться, где будет находится сопроводительный текст, сделать выкройки и прикрепить предметы к страницам. Далее идет работа по изготовлению сопроводительного текста и сшиванию листов в готовое издание.

Пособие раскрывает весь объем требований к тактильной книге. Хотелось бы остановится на этом подробнее.

Раздел «Основные параметры и размеры издания» включает в себя следующие показатели: формат листа, объем издания, РТШ, количество строк на листе и количество знаков в строке, расположение заголовка, оформление обложки, требования к сведениям об издании в соответствии с ГОСТом, требования к оформлению титульного листа.

Особые требования предъявляются к подбору цветов используемых в иллюстрации. В зависимости от вида изображений используются формообразующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки.

Важную роль в усилении выразительности конфигурации изображаемого объекта играет линия. Для достижения контрастности в рисунке для детей с нарушением зрения важное значение имеет как выбор контрастного цвета, так и ширина линии. Эмпирически доказана потребность утолщения контурной линии до 1-1,5 мм и более. Каждый лист должен быть оконтурен контрастным цветом (черный контур на светлом, оранжевый на коричневом фоне), ширина окантовки до 5 мм.

Подбор иллюстраций ориентируется на тонально-контрастные шкалы, правильное использование в изображениях унитарных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), применение многокрасочных средств наглядности способствует более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, сопоставление контрастных цветов или оттенков.

Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.

Также как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. В издании также приведены другие таблицы цветов, которые помогают правильно подобрать цвет и контраст для тактильного издания.

Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более темными, черный, наоборот, – повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, черный и белый являются важными элементами цветовых композиций.

Колористическое объединение осуществляется за счет введения одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит балансировка цвета: яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные – теплыми, темные – светлыми.

При проектировании и изготовлении тактильных изданий должны быть учтены требования механической безопасности: не допускается наличие зазубрин, твердых и острых краев; части крепежных деталей не должны выступать над поверхностью; используемые материалы должны быть натуральными, чистыми, не пораженными насекомыми и т. д.

Тактильное издание должно соответствовать требованиям микробиологической и биологической безопасности.

Биологическая безопасность тактильного издания определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов, объемом текста единовременного прочтения, возрастом пользователя и физиологическими особенностями органа зрения детей. В издании представлены таблицы требований, предъявляемых к размеру шрифта наглядных пособий, книжных и журнальных тактильных изданий на цветном, сером фоне и многокрасочных иллюстрациях.

Пособие имеет приложения, в которых помещены Российский и Финский стандарты тактильных книг для маленьких слепых детей. Российский стандарт содержит в себе описание видов тактильных книг, основные требования к тактильной книге и рекомендации по ее изготовлению.

Особо важным является подбор материалов для изготовления иллюстраций в тактильной книге. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Материалы используются любые – ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл и т. д. Условно материалы можно разделить на вспомогательные и материалы, используемые для изготовления аппликаций.

В приложении также представлены примеры создания тактильных изданий и методических рекомендаций по их использованию, а также примерный конспект занятия с использованием тактильного издания.

Наша библиотека выпускает также и дидактические пособия, к изготовлению которых применяются несколько другие требования. Они находятся в разработке нашей библиотеки и будут представлены в новом методическом пособии.

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: один гость

Статистика

Количество просмотров материалов
3499413
Finland Sevastopol joomla