Печать

Презентация методического пособия «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения»

Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

 

Елена БрунисБрунис Е.К.,
библиотекарь Тифлоинформационного центра
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями») 

Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. Широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Поэтому так важно чтобы тактильная рукодельная книга была выполнена с учетом всех требований и особенностей детей с особыми образовательными потребностями.

Тульская областная специальная библиотека для слепых занимается выпуском тактильных рукодельных книг с 1996 года.

В 2005 году библиотекой было подготовлено и выпущено пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: теория и практика».

За период с 2005 по 2010 годы было изготовлено большое количество тактильных рукодельных книг и накоплен значительный опыт по их изданию и использованию. Изготовлением таких книг занимаются и другие специальные библиотеки России, они также систематизируют свой опыт и выпускают методические пособия, призванные помочь в создании и использовании тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

На основе опыта нашей библиотеки по изготовлению и применению тактильных книг и дидактических пособий в работе тифлопедагогов в 2010 году было выпущено дополненное и переработанное издание. Оно систематизирует и обобщает российский и зарубежный опыт по изготовлению и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.

Пособие предназначено для библиотечных работников, занимающихся изготовлением тактильных книг, педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями жизнедеятельности, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, а также может быть полезно родителям.

Пособие рассматривает особенности психофизиологического восприятия незрячими детьми тактильного изображения. В разделе дается понятие тактильного издания и его функции.

Основными функциями являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная и гедонистическая.

В пособие представлено деление тактильных рукодельных изданий по их содержанию: ассоциативные и дидактические; и наиболее часто встречающиеся виды тактильных рукодельных изданий: книжное, книжка-игрушка, комбинированное, комплектное/комплексное, дидактическое.

Учитывая возрастные особенности детей с нарушением зрения и время наступления дефекта, тактильные издания можно условно разделить на три уровня:

1. Для самых маленькихдолжны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.

2. Для среднего дошкольного возраста должен быть использован простейший сюжет (любимая и знакомая на слух сказка, иллюстративный материал), рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания, однако у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объектом.

3. Для старших дошкольников и младших школьников. На иллюстрациях уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.

Создание тактильного пособия можно разделить на несколько этапов.

Первоначально необходимо выбрать формат и вид издания подобрать материалы, которые будут максимально приближены к действительности. Продумать каждую страницу, что и как будет размещаться, где будет находится сопроводительный текст, сделать выкройки и прикрепить предметы к страницам. Далее идет работа по изготовлению сопроводительного текста и сшиванию листов в готовое издание.

Пособие раскрывает весь объем требований к тактильной книге. Хотелось бы остановится на этом подробнее.

Раздел «Основные параметры и размеры издания» включает в себя следующие показатели: формат листа, объем издания, РТШ, количество строк на листе и количество знаков в строке, расположение заголовка, оформление обложки, требования к сведениям об издании в соответствии с ГОСТом, требования к оформлению титульного листа.

Особые требования предъявляются к подбору цветов используемых в иллюстрации. В зависимости от вида изображений используются формообразующие линии, линии построения, вспомогательные линии и точки.

Важную роль в усилении выразительности конфигурации изображаемого объекта играет линия. Для достижения контрастности в рисунке для детей с нарушением зрения важное значение имеет как выбор контрастного цвета, так и ширина линии. Эмпирически доказана потребность утолщения контурной линии до 1-1,5 мм и более. Каждый лист должен быть оконтурен контрастным цветом (черный контур на светлом, оранжевый на коричневом фоне), ширина окантовки до 5 мм.

Подбор иллюстраций ориентируется на тонально-контрастные шкалы, правильное использование в изображениях унитарных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), применение многокрасочных средств наглядности способствует более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, сопоставление контрастных цветов или оттенков.

Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре. Если брать два цвета, расположенные в круге друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.

Также как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. В издании также приведены другие таблицы цветов, которые помогают правильно подобрать цвет и контраст для тактильного издания.

Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более темными, черный, наоборот, – повышает их яркость и делает их более светлыми. Поэтому, черный и белый являются важными элементами цветовых композиций.

Колористическое объединение осуществляется за счет введения одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит балансировка цвета: яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные – теплыми, темные – светлыми.

При проектировании и изготовлении тактильных изданий должны быть учтены требования механической безопасности: не допускается наличие зазубрин, твердых и острых краев; части крепежных деталей не должны выступать над поверхностью; используемые материалы должны быть натуральными, чистыми, не пораженными насекомыми и т. д.

Тактильное издание должно соответствовать требованиям микробиологической и биологической безопасности.

Биологическая безопасность тактильного издания определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов, объемом текста единовременного прочтения, возрастом пользователя и физиологическими особенностями органа зрения детей. В издании представлены таблицы требований, предъявляемых к размеру шрифта наглядных пособий, книжных и журнальных тактильных изданий на цветном, сером фоне и многокрасочных иллюстрациях.

Пособие имеет приложения, в которых помещены Российский и Финский стандарты тактильных книг для маленьких слепых детей. Российский стандарт содержит в себе описание видов тактильных книг, основные требования к тактильной книге и рекомендации по ее изготовлению.

Особо важным является подбор материалов для изготовления иллюстраций в тактильной книге. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Материалы используются любые – ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл и т. д. Условно материалы можно разделить на вспомогательные и материалы, используемые для изготовления аппликаций.

В приложении также представлены примеры создания тактильных изданий и методических рекомендаций по их использованию, а также примерный конспект занятия с использованием тактильного издания.

Наша библиотека выпускает также и дидактические пособия, к изготовлению которых применяются несколько другие требования. Они находятся в разработке нашей библиотеки и будут представлены в новом методическом пособии.

Нравится