Печать

Комплексные издания в нетрадиционных форматах в Тульской областной специальной библиотеке для слепых

Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

 

Наталья МызенковаМызенкова Н.П.,
заведующая Тифлоинформационным центром
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями») 

Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствуют формированию правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.

Существует мнение, что графика – это средство выражения, предназначенное исключительно для зрительного восприятия, тогда как для слепых доступны лишь скульптура и трехмерное изображение, но и здесь нет единого мнения. Поэтому целесообразно использовать специальный термин для обозначения графики для слепых – тифлографика.

Тифлографика (от греч. typhlos – слепой, graphikos – нарисованный) – это отрасль графики, занимающаяся построением, преобразованием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам.

Нагревательный аппарат ZY-FUSE и рельефообразующая бумага ZY-TEXИспользование нагревательного аппарата для создания рельефного изображенияТульская областная специальная библиотека для слепых начала заниматься созданием рельефно-графических иллюстраций сравнительно недавно. В 2003 году, используя нагревательный аппарат ZY-FUSE и рельефообразующую бумагу ZY-TEX, было выпущено первое репродуцированное издание с рельефным изображением предметов в серии «Народные промыслы» - «Филимоновская игрушка».

 

Затем серию пополнили такие издания, как «Тульский пряник», «Тульский самовар», «Русская матрешка».

Филимоновская игрушкаСерия «Народные промыслы»Серия «Народные промыслы»

 

Далее был выпущен ряд изданий, содержащих рельефную графику: «По главной улице Тулы – проспект Ленина», адаптированное репринтное издание «Азбука Л.Н. Толстого».

По главной улице Тулы – проспект ЛенинаАзбука Л.Н. Толстого

В этом году к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне для детей младшего школьного возраста Тульской областной специальной библиотекой для слепых подготовлено комплексное издание, состоящее из комбинированного издания (которое совмещает плоскопечатный укрупненный текст, цветные фотографии и иллюстрации, выполненные рельефной графикой) и звукозапись в формате МРЗ.

Книга рассказывает о том, когда и как началась война, о роли города-героя Тулы в защите Москвы осенью 1941 года. Рельефно-графические иллюстрации знакомят с некоторыми из монументов Тулы, посвященных защитникам города.

К изданию прилагаются объемные макеты, выполненные членами кружка «Делай сам» Дома детского творчества Пролетарского района
г. Тулы: памятник героическим защитникам Тулы на площади Победы и памятник тулякам-Героям Советского Союза. Макеты памятников изготовлены из глины, вечный огонь – из ткани.

Детям о войнеДетям о войнеДетям о войне

Настоящее пособие – это попытка систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране у детей дошкольного и младшего школьного возраста, объединить в целое все задачи всестороннего воспитания детей: нравственное, умственное, эстетическое.

Издание направлено на расширение знаний детей младшего школьного возраста по истории и краеведению, на патриотическое воспитание детей, может быть использовано в учебном процессе, в индивидуальной подготовке к занятиям. Оно:

  • познакомит в доступной форме с основными фактами Второй мировой и Великой Отечественной войн, с событиями обороны Тулы, монументами города;
  • позволит детям непроизвольно усваивать языковые, литературные, нравственные и социальные понятия;
  • поможет незрячим и слабовидящим детям сформировать образы реальных объектов.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действия, как это происходит у нормально видящих детей, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

ОвощиВ настоящее время нами подготовлено два комплексных издания «Овощи» и «Фрукты и ягоды» для детей с нарушением зрения, позволяющих активизировать не только зрительное и тактильное восприятие, но и развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

ФруктыИнформация в изданиях представлена укрупненным плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами, проиллюстрирована цветными плоскопечатными и рельефно-графическими изображениями, а также дополнена муляжами представленных в издании объектов и материалами для практической деятельности детей – рисования. Объемные муляжи наиболее удобны для зрительного и осязательного обследования. Они передают пропорции и соотношения частей предметов, позволяют сформировать образы реальных объектов в сознании незрячих.

Эти пособия в занимательной форме знакомят детей дошкольного возраста с нарушением зрения с фруктами, ягодами и овощами. Ребенку предлагается отгадать загадку, угадав название фрукта или ягоды, а затем познакомиться с его изображением в обычном плоском, рельефно-графическом и объемном виде. В приложении – листы для раскрашивания. Эти пособия можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, в процессе предметно-практической деятельности. По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами педагог на одном занятии может объединить различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими программным материалом.

Используя рельефно-графические изображения и макеты можно решать задачи по обучению детей:

  • различным действиям рукой и отдельными пальцами,
  • приемам обследования предметов и их изображений,
  • соблюдению определенной последовательности при обследовании предметов,
  • выделению сенсорных эталонов: цвета, формы.

Данные издания могут быть использованы при формировании навыков осязания в процессе предметно-практической деятельности:

  • занятия лепкой (лепка предметов отдельных предметов, составление композиций из них),
  • занятия аппликационной лепкой (подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка – овощи, фрукты, ягоды и т. п.),
  • обучение элементам рисования (раскрашивание контурных рисунков, не выходя за границы контура, соблюдение цвета),
  • чтение рельефных рисунков (приемы обследования рисунка в соотнесении его с реальным предметом или муляжом).

Чтение рельефных рисунковПри создании рельефно-графического изображения для детей с нарушением зрения в первую очередь следует решить вопрос о его необходимости, полезности и познавательной ценности, учитывая при этом следующие функции графики:

Познавательная функция. С помощью графики передается форма предметов, раскрываются процессы и явления окружающей действительности, существенно пополняются знания детей с нарушением зрения.

Темы «Одежда», «Посуда», «Дикие и домашние животные»Воспитательная функция графики – одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности.

Информационная и коммуникативная функции. Графика относится к знаковым системам, является носителем информации и специфическим каналом связи. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обозначения на картах и др. Они имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность.

Книжка-раскраскаКоррекционно-развивающая. Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых.

Чтобы выпустить тактильно-графические пособия, пригодные для использования, необходимо, прежде всего, решить вопрос: есть ли необходимость конвертировать плоскопечатную продукцию в тактильный вид. Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать следующие факторы:

  • нужна ли читателям данная информация в графическом виде?
  • есть ли необходимость представить информацию в виде тактильной графики?
  •  возможно ли конвертировать оригинальный рисунок так, чтобы он стал для читателя полезным и доступным для понимания?

Таким образом, рельефно-графические изображения должны быть:

  • доступными для восприятия;
  • конкретными по содержанию;
  • лаконичными по структуре, содержать лишь основные детали оригинального изображения;
  • дополненными текстовыми комментариями, реальными объектами, макетами или муляжами;
  • эстетическими по форме.

В дальнейшем планируется выпуск комплексных изданий по темам «Одежда», «Посуда», «Дикие и домашние животные» и др.

Также в рамках патриотического воспитания и с целью формирования у детей активной жизненной позиции будет издана книжка-раскраска «Выбирай!», представленная избирательной комиссией Тульской области.

Наши издания направлены на овладение детьми с нарушением зрения приемами осязательного восприятия объектов, умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора. Они дают возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет детям быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Нравится