Печать

Рукодельная (тактильная) книга – детям: из опыта работы Кировской областной специальной библиотеки для слепых

Рейтинг:   / 14
ПлохоОтлично 

 

Книга Кот БусяМишланова Т.А.,
заместитель директора Кировской областной специальной
библиотеки для слепых,
г. Киров

Книга Дары осени(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями») 

Все мы хорошо знаем термин «реабилитация», который применительно к медицине значит восстановление в организме функций, навыков, утраченных в результате болезни или травмы. Термин «абилитация» означает процесс становления правильных представлений о внешнем мире для дальнейшей максимальной адаптации в нем.

Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.

Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.

Рисунок в книге и его выпуклое изображение.Что же такое – тактильные ощущения?

Выставка тактильных изданий на межрегиональном фестивале«Рукодельные книги - детям»Тактильные ощущения возникают в результате прикосновения различных участков кожи к предметам окружающей среды или, наоборот, при прикосновении чего-либо к телу.

Фестиваль «Рукодельные книги - детям»Тактильные ощущения характеризуются абсолютными и пространственными порогами чувствительности:

–      абсолютная тактильная чувствительность измеряется в миллиграммах на каждый квадратный миллиметр кожи;

–      пространственная чувствительность (пространственное различение) характеризуется расстоянием в миллиметрах между двумя раздражителями, одновременно действующими на кожу.

Рецепторы  тактильных  ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие – менее. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают пальцы рук.

Одним из инструментов развития осязания является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического  восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.

Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное.

Так какими же они должны быть, эти тактильные книжки, чтобы очень постепенно и осторожно ввести ребенка с дефектами зрения в наш непростой мир и какую информацию должны они нести детям разных возрастов?

Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова.

Открытое занятие для специалистов, работающих с детьмиНезрячие дети – особенные дети.

Занятия с детьмиПо мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение ребёнка и взрослогоМогут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи, аутизм.

Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста.

Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.

Несмотря на достаточно большой опыт работы с детьми-инвалидами, сегодня нельзя еще говорить о высокопрофессиональном и качественном информационно-библиотечном обслуживании этой категории читателей. Библиотекари работают, руководствуясь исключительно интуицией, т. к. не располагают специальной методической литературой, не имеют в достаточном количестве детской специальной литературы, «говорящих» и брайлевских книг. Что же касается такого вида литературы, как тактильные книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то их, до недавнего времени, не было ни в одной библиотеке России.

В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и, что очень ценно, при соответствующем обучении, она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни.

Как показали наблюдения, тактильные книги больше всего нравятся детям дошкольного возраста.

Главная функция тактильной книги – помочь слепым или слабовидящим детям в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, четкие цветные контуры и контрасты привлекают ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.

И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребенок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.

Дети с удовольствием занимаются с книжкамиВ Кировской областной специальной библиотеке для слепых работа с тактильными книгами началась с 2009 года.

В рамках ведомственной целевой программы  «Государственная поддержка  в  сфере  культуры  в  2009-2011 годах» 2 октября 2009 года в ОГУК «Кировская областная специальная библиотека для слепых» состоялось открытие межрегионального фестиваля «Рукодельные книжки – детям».

Используя творческий потенциал своих сотрудников, а также опыт коллег других библиотек для слепых, специалисты Кировской областной специальной библиотеки для слепых изготовили 6 рукодельных книг («Огородный счет в загадках», «Репка», «Времена года» – по стихам незрячего самодеятельного поэта, читателя КОСБС Игоря Львовича Ясакова, «Заюшкина избушка», «Кто был на войне» – по стихотворению Алексея Смирнова, «Форма и цвет») познавательной и реабилитационной направленности, способствующие развитию абстрактного мышления, сенсорных и умственных способностей ребенка, что весьма ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира.

Цель организации и проведения межрегионального фестиваля – знакомство слепых и слабовидящих детей с рукодельными книгами специальных библиотек города Кирова и других регионов. На фестивале было представлено более 15 рукодельных книг, изданных специальными библиотеками для слепых следующих городов: Киров, Тверь, Самара, Казань, Орел, Тула, Белгород.

Открытие фестиваля началось с детского утренника «Путешествие в мир книг, в страну веселого детства». Дети из Кировского центра социальной помощи семье и детям и специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада компенсирующего типа № 5 «Хрусталик», познакомились с рукодельными книгами разных типов и видов, представленных на выставке читального зала специальной библиотеки для слепых.

Гости мероприятия с помощью зрительного и тактильного восприятия изучали содержание и оформление книг, знакомились с этапами их изготовления и способами применения рукодельных книг в обучении и абилитации слепых и слабовидящих детей.

Данное мероприятие дает дополнительную возможность приобщить детей-инвалидов и их родителей к чтению, обеспечить равный доступ к информационным ресурсам библиотеки, облегчить процесс социальной адаптации детей в обществе.

В течение полугода в библиотеке и за ее пределами проводились подобные мероприятия по работе с детьми с разными видами инвалидности. По итогам данной работы можно сделать вывод, что тактильные книги одинаково полезны для всех детей (слепым и слабовидящим детям, детям с отклонениями в развитии, детям с церебральным параличом, детям, страдающим аутизмом, абсолютно здоровым детям).  Единственная сложность – к каждой группе детей необходимо найти подход, разработать тактику проведения мероприятия, при этом, сделать акценты на главном и обязательно в форме игры закрепить услышанный ими материал.

Изготовление с детьми тактильной книги «Форма и цвет»Мы, как и все, делим тактильные книги на два вида:

1. дидактические книги

  • в помощь обучению,
  • предметные,
  • тематические,
  • игровые;

2. ассоциативные

  • книги-сказки,
  • сюжетные.

Основная задача тактильной книги – дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.

Занятия в библиотеке в основном проходили групповые, реже – индивидуальные.

Главное – при рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.

Очень важно, чтобы создатели рукодельных книг продумывали детали, позволяющие незрячим детям воспринимать издания достоверно: четкость воспроизведения персонажей, колорит и фактуру материала, насыщение книг элементами, развивающими моторику рук, несущими глубокий познавательный эффект.

В каждой книге должно встречается от 3 до 10 материалов с разным характером поверхности. Поскольку дети с нарушениями зрения не обладают врожденной способностью использовать пальчики как замещающий зрение анализатор, книги снабжены материалами для развития мелкой моторики рук, тактильного восприятия, пространственного ориентирования.

Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны малышу. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки – тонкие нити). При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст произведения. Он содержит дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается связь словесного образа и некоторых изображенных объектов. При этом необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, просить найти нужное изображение о котором идёт речь. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности.

Занятия с детьми, как правило, проходят по 10-15 минут. Большее количество времени может вызвать снижение интереса и утомить ребенка, так как изучение иллюстраций требует высокого напряжения мышления, концентрации внимания.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение малыша и взрослого, иначе ребенок механически перелистывает страницы, не останавливаясь на их рассматривании, либо воспринимает сюжет фрагментарно. Только многократное обследование аппликационных изображений приводит к полноте, отчетливости, прочности формирующихся у ребенка представлений.

Читая книгу, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят.

Изготовление с детьми тактильной книги «Форма и цвет» Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.

Изготовление с детьми тактильной книги «Форма и цвет»По мнению тифлопедагогов, прекрасные результаты дает использование в книжках аппликаций из материалов с характерной фактурой.

Изготовление с детьми тактильной книги «Форма и цвет»Например, на картинке с изображением лисы наклеен кусочек меха, а на изображение избушки – листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.

Первые опыты работы с тактильными книгами дали великолепные результаты. Дети с огромным удовольствием подолгу занимались с книжками, изучали рисунки, снова и снова просили сотрудников библиотеки почитать книгу и с нетерпением ждали следующих занятий.

Тактильную книгу также можно использовать для формирования навыков обследования у дошкольников. Благодаря заинтересованности, дети охотнее упражняются в обследовании изображений, что способствует развитию мелкой моторики, культуры осязания и повышает различительную способность.

В ближайших планах сотрудников Кировской областной специальной библиотеки для слепых – издание тактильных книг краеведческого характера. Уже сегодня ведется работа по сказке кировского поэта Владимира Игоревича Морозова «Земляничка». Идет обработка (сокращение) текста (с согласия автора) для издания рукодельной книги, а в ближайшее время голосом автора будет записано данное произведение в «говорящем» варианте на аудиокассетах.

Таким образом, в Кировской областной специальной библиотеке для слепых появился новый вид специальной литературы, так необходимый маленьким слепым детям.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: тактильные книжки совершенно необходимы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать интереснее и богаче. И мы надеемся, что книги, изготовленные нами, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.

 

Нравится