Печать

Работа с тактильной рукодельной книгой в Курской областной специальной библиотеке для слепых и Центре реабилитации слепых

Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 

 

Герои сказки РепкаСамойлова О.В.,
заместитель директора по основной деятельности
Курской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Курск

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями») 

Книга Спор цветовВ Курской области проживает около четырехсот (382) детей – инвалидов по зрению. Читателями нашей библиотеки являются 365 детей. Дети – это особая группа в сообществе инвалидов по зрению. Библиотека поставила задачу, как можно раньше выявить таких детей и научить их любить книгу, так как без нее очень трудно незрячему ребенку понять этот мир и чему-то научиться. Большую помощь в этом оказывают тактильные рукодельные книги: развивают у наших маленьких читателей фантазию, воображение, обогащают лексику, помогают увидеть красоту и разнообразие окружающего мира и не отставать в развитии от своих сверстников. Сотрудники библиотеки всегда помнят, что незрячий или слабовидящий ребенок, в первую очередь, – именно ребенок, и только затем – слепой. Незрячему ребенку интересно то же самое, что волнует его зрячих сверстников. Незрячие и слабовидящие дети хотят читать те же книги, что и их зрячие сверстники! Физические ограничения ни в коем случае не должны стать препятствием на пути к овладению общекультурными ценностями. Поэтому, Курская специальная библиотека для слепых, в целях приобщения к чтению,  считает своим непосредственным долгом подбирать тематику издания тактильных книг, учитывая все вышесказанное.

Пока в нашей областной специальной библиотеке для слепых только 9 тактильных рукодельных книг: ассоциативные и развивающие. Книги разнообразны и по технике изготовления и по содержанию. При создании книг использована и объемная аппликация, и мягкая игрушка. Незрячие и слабовидящие дети с удовольствием берут тактильные рукодельные книги в руки, они очень приятны на ощупь. Ведь трудно радоваться чтению, если постоянно имеешь дело только с рельефным шрифтом или холодным куском металла, в случае прослушивания «говорящих» книг. Мы ставили своей целью при создании этих книг познакомить ребенка не только с содержанием книги, но и с различным материалом: кожей, соломкой, тканью, пластиком, бисером, природным материалом.

Обложка книги ДрузьяКнига ДрузьяТактильная книжка-игрушка

Наличие в книгах пуговиц, кнопок, молний, шнурков, тесемок помогает нашим маленьким читателям развивать мелкую моторику рук. Соблюдена при изготовлении тактильных рукодельных книг техника безопасности: углы страниц закругляются, чтобы ребенок не поранился; нет в книгах острых и колющихся предметов.

Первые тактильные рукодельные книги появились в нашей библиотеке в 2007 году. Директор библиотеки Чаплыгина Татьяна Георгиевна обратилась в областной центр детского технического творчества (ОЦДТТ) с предложением сотрудничества по созданию тактильных книг. Директор Центра Лившиц Евгений Исаакович вспоминал: «Когда к нам обратились из библиотеки с такой просьбой, мы сначала растерялись. Для нас космический аппарат сделать легче, чем эту книгу, мы ведь техники. Но работа захватила нас».

Тактильная книжка-игрушкаКнига ДрузьяКнига Друзья

Авторам книги пришлось работать и во внеурочное время. Вся затея строилась только на энтузиазме. К производству книг подключились дети из кружков мягкой игрушки и моделирования. Так появились первые 2 ассоциативные книги «Репка», «Спор цветов» и 1 дидактическая «Учимся считать».

Изюминка этих книжек в том, что их можно не только «прочитать» руками, но и поиграть с их героями. В сказке «Спор  цветов» ребенку нужно сначала собрать с каждой странички маки, ромашки, васильки, а затем поставить букет из собранных цветов в специальную вазочку, которую авторы книги прикрепили на последней странице книги. Газон для цветов кружковцы связали крючком. В этой книге незрячему ребенку можно поиграть с куклой, которая крепится на липучке, а затем вернуть на страницу. Все это сделано для того, чтобы развивать мелкую моторику рук, что бы ребенок мог с помощью осязания представить себе, как выглядит объект живой и неживой природы: кукла, цветы.

Книга РепкаКнига РепкаКнига Репка

Герои сказки «Репка» – дед, бабка, кошка, внучка, собачка, мыш-ка – объемные и тоже крепятся на липучках. С этой книжкой можно играть, что с удовольствием и делают наши малыши. Каждая книга сопровождается текстом с укрупненным шрифтом и брайлевским.

Слепым детям, так же, как и зрячим, необходимы игры на развитие интеллекта и логики. Поэтому сотрудники ОЦДТТ подготовили для наших читателей–малышей учебник по счету «Учимся считать». Этот учебник мастера вырезали и склеили из цветной бумаги. Каждую цифру можно узнать на ощупь, передвигать и переставлять, т. е. совершать определенные арифметические действия.

Книга Отгадай-каКнига Отгадай-каКнига Отгадай-ка

В мае 2007 года в нашей библиотеке прошла презентация тактильных рукодельных книг, изготовленных ОЦДТ, на которой были приглашены директор Центра Лившиц Е.И., педагоги, принимавшие участие в изготовлении этих замечательных книг, а так же воспитатели и педагоги коррекционных групп детских садов, с которыми мы сотрудничаем: ДОУ № 17, № 67, № 78, № 123, педагоги классов охраны зрения школы № 57, специалисты организаций ВОС, Центра реабилитации слепых, представители социальных служб. На презентации был проведен обзор книг и продемонстрировано, как самостоятельно можно  изготовить такие книги–пособия. А при участии незрячих и слабовидящих детей был проведен мастер-класс по работе с данными книгами.

Книга ЗагадкиКнига ЗагадкиКнига Загадки

В декабре 2009 года Курская областная библиотека для слепых заключила договор  с городским центром детского творчества на изготовление  тактильных рукодельных книг, так полюбившихся нашим маленьким  читателям. Передавая в дар библиотеке книги: ассоциативную – «Обезьянка» и дидактическую – «Антонимы», которые были изготовлены городским центром, методист Наталья Эдуардовна Редкозубова сказала: «С их помощью ребенок получает представление об очень крупных, или, наоборот, очень мелких предметах, которые нельзя обследовать руками в реальных пропорциях. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и приучают к совместной работе глаза и руки». В книгах использованы такие материалы, как: ткань, картон, пластик, поролон. В книгах есть карманы, дверцы, отверстия. Обложки  книг застегиваются на пуговицу или закрепляются липучкой. Каждая книга уникальна.

Книга Спор цветовКнига Спор цветовКнига Спор цветов

Эти книги очень полюбились нашим незрячим и слабовидящим читателям–малышам: Асютиной Алине, Саласиной Лизе, Мореву Максиму, Ештокину Даниилу, Деминым Степе и Саше и многим др. Надо было видеть, с каким восторгом дети ощупывали, рассматривали книги!.. Это дети – члены семейного клуба «Лучик», созданного в нашей библиотеке в 2007-м году. Девиз клуба: «Через тернии к свету». В состав клуба входят незрячие и слабовидящие дети и их родители, – всего 28 человек. На каждом заседании клуба, проходящего в стенах нашей библиотеки, сотрудники библиотеки обращаются к тактильной рукодельной книге: проходит совместное чтение и обсуждение текстов, часто наши дети придумывают сами сказки и разыгрывают ролевые сценки по этим книгам.

Книга ОбезьянкаКнига ОбезьянкаКнига Обезьянка

Общеизвестно, что познание мира, развитие личности ребенка проходит через игру. Ведь именно во время игры создаются ситуации, благоприятные для усвоения новых навыков, знаний, умений. И порой удивляешься, сколько фантазии у наших ребятишек: только по книгам «Спор цветов», «Репка» дети придумали более 10 вариантов сказок!

Всегда востребованы тактильные рукодельные книги и в Центре реабилитации слепых при Курской областной организации ВОС, с которым мы очень плодотворно работаем на протяжении четырех лет, с момента его открытия.

Для успешного обучения в школе, а затем в высшем учебном заведении и при устройстве на работу одним из важнейших аспектов является чтение с раннего возраста. Здесь нужна специальная подготовка детей. На занятиях с детьми психологи и реабилитологи Центра реабилитации для правильной организации информационного контакта между ребенком и родителем, ребенком и педагогом используют тактильные рукодельные книги, которые являются методическими пособиями в работе со слепыми и незрячими детьми.

Книга АнтонимыКнига АнтонимыКнига Антонимы

«Загадки», «Антонимы», «Учимся считать», «Отгадай-ка» помогают разнообразить формы и методы реабилитационной работы с детьми. Замечательные книги мы получаем через Благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», которые пользуются неизменным интересом среди наших читателей и в Центре реабилитации слепых. Работа с этими книгами развивает интеллектуальные и эмоциональные способности, усиливает дидактическую направленность в коррекционной работе с детьми. Спрос, как говорится, превышает предложение. И нам, специальной библиотеке, и Центру реабилитации слепых, конечно же, очень хочется, чтобы тактильных рукодельных книг было гораздо больше в фондах нашей библиотеки.

Книга Учимся считатьКнига Учимся считатьКнига Учимся считать

С нетерпением ждут новые тактильные рукодельные книги и в школе–интернате III-IV вида в поселке Теткино Глушковского района, с которой мы работаем уже 5 лет. Библиотека оказывает помощь в комплектовании книжного фонда школы–интерната разными видами литературы: РТШ, УШ, «говорящими», тактильными книгами, методической литературой. Стало традицией совместное проведение тематических мероприятий: Недели детской книги, утренников, детских праздников.

Книжная выставкаЧастично решить проблему изготовления тактильных рукодельных книг и тактильных открыток наша библиотека планирует на базе Курского государственного университета (факультет дефектологии), с которым у нас давние творческие связи. Несмотря на то, что этот факультет не готовит тифлопедагогов, на факультативных занятиях студенты изучают методику изготовления тактильных рукодельных книг. Студенты дефектологического факультета проходят ежегодно производственную практику в нашей библиотеке. В программу их практики мы всегда стараемся включить работу с тактильной книгой для  незрячих и слабовидящих детей.

Книжная выставка1 сентября 2010 года в Курске открылся «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения для детей с ограниченным возможностями здоровья «Ступени», с которым мы будем координировать свою деятельность. Наша библиотека будет обеспечивать методическими и информационными библиографическими изданиями по различным проблемам инвалидов и инвалидности, тифлологии, реабилитации, а «Центр» – примет участие в изготовлении мягких игрушек, которые будут использованы для создания тактильных рукодельных книг и мини–кукольного театра, тактильных рукодельных открыток.

Привлекая внимание к проблемам детей–инвалидов по зрению, Курская библиотека слепых стремится работать в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными организациями. Мы надеемся, что совместно с общественными, социальными организациями, сообща мы сможем создать надлежащие условия для адаптации и интеграции таких детей, приобщить их к чтению. Тактильная рукодельная книга в этом является неоценимым нашим помощником.

 

Нравится