• Объявление

  • Уважаемые посетители и гости сайта!

  • Тульская библиотека для слепых приглашает к сотрудничеству мастериц и волонтеров

  • для изготовления тактильных книг для маленьких детей с нарушениями зрения.

  • Обращаться по телефону: 8(4872)41-66-14; 8(4872)41-03-36. E-mail: biblblind@mail.ru

Объявление

Библиотека проводит заочные консультации по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Возможны стажировки.

На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

wegoya2.jpg


Печать

Использование полисенсорных дидактических пособий в работе с детьми с нарушенем зрения

Рейтинг:   / 26
ПлохоОтлично 

 

Ярош Оксана Николаевна на занятиях с детьмиСоздание и применение в работе полисенсорных дидактических пособий коллективом МДОУ №125 г.Тулы

Тактильные книжкиТифлопедагог Ярош Оксана Николаевна

Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются также как зрячие, но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей.

Главная цель системы их воспитания – с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.

Очень важный этап развития компенсаторных возможностей – восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга.

Пространственные представления формируются в результате коррекционно-развивающей работы, накопления чувственного опыта, овладения необходимыми умениями и навыками, чему способствует «чтение» тактильных книг.

Чтение тактильной книгиЧтение тактильной книгиЧтение тактильной книги 

 

В 2005 году в нашем ДОУ появилась первая тактильная рукодельная книга по произведениям Агнии Барто.

Тактильная рукодельная книга по произведениям Агнии БартоТактильная рукодельная книга по произведениям Агнии БартоТактильная рукодельная книга по произведениям Агнии Барто

Для более профессионального изготовления тактильных книг в соответствии с российским стандартом необходима большая подготовительная работа всех специалистов, с этой целью была создана творческая группа, в состав которой входят специалисты ДОУ: педагог-психолог, тифлопедагог, учитель-логопед, врач-офтальмолог. Эта группа, обсуждает макет издания, а так же готовит рекомендации по их использованию.

Основная задача при издании тактильных книг заключается в том, чтобы научить детей познать окружающий мир. Научить их правильно пользоваться осязанием, правильно реагировать на звуки окружающего мира.

Занятия в Детском центре Тульской библиотеки для слепыхСтуденты Тульского государственного педагогического университетаОгромную помощь в этом вопросе нам оказывает Тульская областная специальная библиотека для слепых, а так же неоценимая поддержка преподавателей и студентов кафедры детской психологии и дошкольного образования Тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого.

 

Результатом многолетнего и плодотворного сотрудничества явилась целая серия тактильных книг, выполненных из натуральных, природных материалов:

Тактильная книжка «Мы считаем»«МЫ СЧИТАЕМ»

Тактильная книжка «Колобок»Данная книга дает представление детям об операции сложения, является средством подготовки к школьному обучению. Иллюстрации изготовлены из натуральных материалов, по качеству приближенных к реальным объектам: бумага, картон, кожа, ткань, природный материал.

«КОЛОБОК»

Книга знакомит малышей с русской народной сказкой «Колобок».

Тактильная книжка «Мир в картинках»Тактильная книжка «Мир в картинках»Тактильная книжка «Мир в картинках»



«МИР В КАРТИНКАХ»

Книга дает представление малышам о днях недели, их последовательности и названии.

 


«ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ»

Тактильная книжка «Загадки в картинках»Тактильная книжка «Загадки в картинках»Книга способствует развитию полисенсорного восприятия, осязания и остаточного зрения, служит стимулом приобщения детей к чтению. Яркие и четкие реалистические иллюстрации, обрамленные темным контуром, способствует развитию речи, внимания, логического мышления. Издание представляет собой книжку-игрушку, предлагается слабовидящим с остаточным зрением детям дошкольного возраста. Книга может быть использована также и зрячими детьми дошкольного возраста.

Данная книга развивает у малышей наблюдательность, интерес к родному языку, предметные представления. Иллюстрации изготовлены из натуральных материалов, по качеству приближенных к реальным объектам: бумага, картон, различные виды ткани, природный материал.

Тактильная книжка «Лукоморье»«ЛУКОМОРЬЕ»

Книга дает представление малышам о самых известных сказках А. С. Пушкина.

Тактильная книжка «Теремок»Особого внимания заслуживает тактильная рукодельная книжка-игрушка «Теремок». Это издание активно используется в работе учителя-логопеда по развитию связанной монологической речи, а также другими специалистами. Книжка дополнена аудиотекстом, предназначенным для лучшего восприятия ребенком текста.

Тема данной книги нашла свое отражение в оформлении территориального пространства около дошкольного учреждения, где все направлено на то, чтобы дети с ограниченными возможностями научились быстрее ориентироваться в окружающей среде. Например, занятия на уникальной дорожке, посыпанной камнями, глиной, песком, корой, шишками, травой и опилками развивают у детей осязание. С помощью искусно сложенного без единого гвоздя березового домика можно познакомиться с объемным строением, лабиринт из пеньков поможет научиться держать равновесие, а на специальных клумбах дети смогут слушать ветер, отличать растения друг от друга на ощупь и по запаху.  Дважды за 2009-2010 учебный год территория  МДОУ занимала призовые места в проводимых конкурсах Управлением образования администрации города Тулы.

Сад ощущенийВ Саду ощущенийДетский сад

На территории сада мы размещаем различные композиции не только в соответствии с временами года, но и целенаправленно работаем над созданием сенсорной площадки «Сад ощущений» где малыши под руководством заботливых педагогов будут учиться познавать мир, данная площадка представляет собой особым образом структурированное пространство. Путешествуя по нему, ребенок испытывает цепочку последовательных ощущений, которые вовлекают его в контакт с окружающим миром. «Сад ощущений» - это уголок мира, где ребенок со зрительной патологией может чувствовать себя в безопасности. Все предметы и конструкции призваны помочь ему легко и интересно постигать окружающий мир.

Сад ощущенийСад ощущенийСад ощущений

Сенсорная площадка состоит из нескольких зон: игровой, шумовой и зоны развития. Каждая из зон направлена на развитие определенных органов чувств ребенка: слуха, обоняния, тактильных ощущений. Даже если мы не в силах подарить ребенку возможность видеть этот мир, мы в силах сделать его жизнь комфортнее и радостней.

Чтение тактильной книгиРазвитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). Для обогащения сенсорного опыта и компенсации пробелов в нем, а также для развития тонкой моторики на занятиях с дошкольниками с нарушением зрения были созданы следующие дидактические тактильные рукодельные пособия: зонтики и сенсорные коврики.

Занятия в Детском садуПри работе со всеми пособиями решаются следующие задачи:

  • Создание эмоционально положительного настроения.
  • Развитие интереса и побуждение к действиям.
  • Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление знаний о них.
  • Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть, пристегнуть к пуговице.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания и навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
  • Формирование и активизация словаря детей:
  • Развитие восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, памяти, воображения.
  • Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного); учить сопоставлять количество и цифровое его выражение.

Коврик «Деревенька»Коврик «Деревенька»Предпосылкой создания новых чувственных образов, могут стать полисенсорные игрушки-коврики, которые активно используются в коррекционно-развивающем процессе во всех возрастных группах:

Коврик «ДЕРЕВЕНЬКА»

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Коврик «Мы едем, едем, едем...»Коврик «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...»

Этот простой и милый стеганый коврик для малыша выполнен из разных по текстуре материалов, имеет мягкую набивку.

Он является настоящим творческим полигоном для детей, ведь здесь можно узнать и увидеть столько нового!

Почти все элементы полисенсорной игрушки отстегиваются или отклеиваются. На одеяле изображён поезд с разноцветными отстегивающимися блестящими вагончиками, идущими через лес по полянке. А если нажать на солнышко, то прозвучит красивая мелодия.

 В апреле 2010 года коллектив МДОУ №125 принимал участие в региональной конференции организованной ТОСБС и ТГПУ им. Л.Н. Толстого «Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения», где была представлена презентация ДОУ под названием «Мери Поппинс в гостях».

Мери Поппинс в гостяхМери Поппинс в гостях

Для этого был подготовлен целый комплекс рукодельных тактильных дидактических пособий, а также показаны фрагменты интегрированных занятий с различными тематическими зонтиками: «Времена года», «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Разноцветные фигуры».

 

Сенсорные зонтикиСенсорные зонтикиСенсорные зонтики

Использование полисенсорных пособий

«Сенсорные зонтики» - их использование позволяет отказаться от единообразия в организации коррекционно-развивающего процесса, повысить личностную активность ребенка с косоглазием и амблиопией и уровень его полисенсорного  восприятия.

Зонтик «Геометрик»Зонтик «ГЕОМЕТРИК»

Купол зонта с 4-мя выделенными цветовыми секторами; наборы плоскостных геометрических форм двух размеров четырех основных цветов.

               Цель: закрепление знания о геометрических фигурах, порядкового и количественного счета; развитие цветовосприятия, умения решать и составлять различные математические задачи; развитие мелкой моторики.

Зонтик «Профессии»Зонтик «Профессии»

Купол зонта по секторам украшен различного рода спецодеждой соответствующая тому или иному вида деятельности. Педагог предлагает ребенку выбрать что-то из представленной на зонте одежды и нарядить куклу, а так же просто подобрать соответствующий головной убор и обувь.

Зонтик «Времена года»Зонтик «Времена года» 

Купол зонта разбит на 4 сектора: на каждый сезон по цвету нашиты маленькие муляжи овощей, фруктов, плодов деревьев, карточки с изображениями сезонных явлений); пейзажи, иллюстрирующие каждое отдельное время года.

Цель: накопление и расширение знаний и представлений о временах года, многообразие тканей (свойств, качеств); развитие сенсорики детей дошкольного возраста с вовлечением как сохранных, так и нарушенных анализаторов.

Зонтик «Подводный мир»Зонтик «Подводный мир»Зонтик «ПОДВОДНЫЙ МИР»

Это пособие изготовлено в домашних условиях воспитанницей нашего детского сада и ее мамой.

На зонтик пришиты водные животные и рыбы (мелкие игрушки). С внутренней стороны чехла – водоросли из ниток; к спицам подвязаны рыбки, морских звезды, крабы, ракушки и т.п.

               Цель: развитие представлений у детей о подводном мире и морских обитателях; развитие полисенсорного восприятия, мелкой моторики и тактильной чувствительности, познавательной активности.

 

При организации работы с тактильными дидактическими пособиями для развития познавательной активности детей с нарушениями зрения необходимо иметь в виду, что она должна осуществляться систематически, целенаправленно и непрерывно. Непрерывность коррекционно-развивающей работы обеспечивается привлечением родителей детей с нарушениями зрения к участию в данной деятельности.

Чтение тактильной книгиЧтение тактильной книгиЧтение тактильной книгиСенсорные зонтики

 

Комментарии   

 
Родительница
+6 #1 Родительница 30.10.2012 14:52
Мне посчастливилось устроить ребенка в этот сад, очень довольна! Внутри красиво, недавно был ремонт. Воспитатели приветливые. Далековато от дома, но это не такая уж проблема, зато весь день я спокойна за свою дочь.
Цитировать
 

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 13 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
3481138
Finland Sevastopol joomla