Наглядно-действенные пособия как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Тифлопедагог МБДОУ № 84 г.Тулы Щербакова Нина Михайловна
Направления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия.
Это может осуществляться несколькими путями:
1. Использование педагогических мероприятий( сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность названных педагогических мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы.
2. Опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.
Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.
Путями реализации этого направления являются:
- Развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;
- Развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;
- Развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;
- Формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
- Развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.
Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.
Одним из ведущих методов обучения детей с нарушением зрения является метод наглядности. Наглядность рассматривается в тифлопедагогике как средство, активизирующее развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явлений к его сущности. В ней должны четко выделяться существенные признаки предметов и явлений, над которыми работает педагог.
Наглядность для ребенка с нарушением зрения – это прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получения глубоких знаний.
Как установлено тифлопсихологами, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности в обучении слабовидящих, частично зрячих и тотально слепых детей.
Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий детей с нарушенным зрением в скорости восприятия .
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.
|
Коррекционные цели и задачи наглядно-действенных пособий:
- Развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений;
- Совершенствование способов зрительного обследования;
- Формирование способов обследования предметов;
- Формирование обобщающих понятий;
- Расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов
- Формирование у детей системы сенсорных эталонов, обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;
- Развитие сенсорных обследовательских действий;
- Развитие сенсорных операций как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др.
- Развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе;
- Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения;
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- Развитие, совершенствование моторики пальцев рук.
С 2010 года мы стали использовать в своей работе зонтик «Мери Поппинс». Эти тематические зонтики прочно вошли в коррекционную работу с нашими детьми.