На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

rainbow23.jpg


Печать

Наглядно-действенные пособия как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Рейтинг:   / 20
ПлохоОтлично 

Воспитанница садаТифлопедагог МБДОУ № 84 г.Тулы  Щербакова Нина Михайловна

Направления коррекционной работы  с детьми с нарушением зрения

ПособияК первому направлению можно отнести  воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия.

Это может  осуществляться несколькими путями:

1. Использование педагогических мероприятий( сенсорных упражнений, различных  видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность названных педагогических мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы.

2. Опосредованное  влияние  на  развитие  и  стабилизацию  зрительных  функций  через  обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.

На занятиях На занятияхНа занятиях

Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование  или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия у детей с нарушениями  зрения.  

Путями реализации этого направления являются:

  •   Развитие  предметно-практической  деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;
  •    Развитие  и  коррекция  представлений о сенсорных  эталонах  как средстве  осуществления перцептивных  процессов  с  учетом  особенностей  овладения  ими  детьми  с нарушениями  зрения;
  •    Развитие  и  коррекция  предметных  представлений   как  средства  совершенствования  предметного  восприятия, развития  его  полноты  и  дифференцированности;
  •    Формирование  навыков  использования  зрительных   умений  для  установления   логических  причинно-следственных   связей  при  отражении  окружающей  действительности;
  •    Развитие  зрительных  измерительных  действий, развитие  и  коррекция  пространственных представлений   как  основы  качественного  отражения  предметов  в  пространстве.

На занятияхНа занятияхНа занятиях

Третьим  направлением  специальной  педагогической  деятельности  по  развитию  зрительного  восприятия  является   создание  условий  мотивированной, значимой  для  ребенка  зрительной  деятельности, создание  ситуации   успеха.

Одним  из ведущих методов обучения детей с нарушением зрения является метод наглядности. Наглядность рассматривается в тифлопедагогике как средство, активизирующее   развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явлений к его сущности. В ней должны четко выделяться существенные признаки предметов и явлений, над которыми работает педагог.

Наглядность для ребенка с нарушением зрения – это прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получения глубоких  знаний.

Как установлено тифлопсихологами, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности в обучении слабовидящих, частично зрячих и тотально слепых детей.

Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий  детей  с нарушенным зрением в скорости восприятия .

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

 Коррекционные  цели  и  задачи наглядно-действенных пособий:

  •   Развитие  и  совершенствование  предметности  восприятия  через  уточнение  зрительных  предметных  представлений;
  •   Совершенствование  способов  зрительного  обследования;
  •   Формирование  способов  обследования  предметов;
  •   Формирование обобщающих  понятий;
  •   Расширение и углубление  знаний о свойствах  и  качествах  предметов
  •   Формирование  у детей  системы  сенсорных  эталонов, обучение  навыкам  использования  этих эталонов  при  анализе  качеств  и  свойств  предметов  окружающего  мира;
  •   Развитие  сенсорных обследовательских  действий;
  •   Развитие сенсорных операций  как узнавание, локализация  из  множества, соотнесение, сравнение и др.
  •   Развитие способности  оценивать  глубину  пространства  на  полисенсорной  основе;
  •   Зрительным  способом  выделять  пространственное  положение  в  группе  предметов, определять  изменение  места  его  расположения;
  •   Развитие  зрительно-моторной  координации;
  •   Формирование  умений  и  навыков  осязательного  восприятия  предметов  и  явлений  окружающего  мира;
  •   Развитие, совершенствование   моторики  пальцев рук.

Сенсорный зонт Сенсорный зонтСенсорный зонт

С 2010 года мы стали использовать в своей работе зонтик «Мери Поппинс». Эти тематические зонтики прочно вошли в коррекционную работу с нашими детьми.

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 15 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
4613779
Finland Sevastopol joomla