Волонтерство в формировании фонда тактильных рукодельных книг специальной библиотеки для слепых
Чернева И.Ю.,
библиотекарь отдела обслуживания
Челябинской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Челябинск
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
Фонд тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей дошкольного возраста в Челябинской областной библиотеке для слепых начал формироваться с 2004 года. В первую очередь извлекли из библиотечных закромов книги, подаренные фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Тщательно отобрали из плоскопечатного фонда все книжки-игрушки, которые можно было бы использовать в работе с незрячими малышами. Их оказалось около десятка. Это и не удивительно. Со дня основания библиотека для слепых не вела целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста.
В течение 2004 года Н.В. Антропова, пришедшая в библиотеку директором в июле 2003 года, внимательно изучала опыт специальных библиотек по этому направлению. В план комплектования фондов были заложены деньги на приобретение книжек-игрушек, было положено начало дружбе с кафедрой коррекционной педагогики Челябинского государственного педуниверситета, которые делились знанием и опытом создания пособий для незрячих детей дошкольного возраста. Кафедра была создана в 2003 году, поэтому большая часть преподавателей пришла в университет с опытом работы в коррекционных детских садах и школах. Надо сказать, что педагоги к идее создания книг для слепого малыша изначально отнеслись с некоторым недоверием. Одна из педагогов убежденно заявила, что хорошего подбора игрушек и методически правильно изготовленных дидактических пособий вполне достаточно для развития слепого ребенка-дошкольника. А с книгой он познакомится, когда придет в школу, когда начнет осваивать приемы письма и чтения. Библиотекари же, зная, что читателя необходимо воспитывать с пеленок, решили – незрячий ребенок не составляет исключения из этого правила. И в январе 2005 года в библиотеке появилась первая тактильная рукодельная книга «Аквариум».
Н.В. Антропова, убежденная в долгосрочности проекта, предложила этой книгой открыть серию « Мой дом». Она оказалась права.
Позже в этой серии появились книги «Моя ванная комната», «Мои животные».
Главная и конечная цель создания и использования тактильных книг состоит в приобщении детей со зрительной патологией к миру книжной культуры. Тактильные рукодельные книги способствуют развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, развитию его абстрактного мышления, что весьма ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира. Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к книге и, что очень ценно, при соответствующем обучении «общению» с такой книгой она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником. До появления тактильных рукодельных книг для незрячих детей такой возможности не было.
В 2006 году в библиотеке для слепых начал свою работу детский мультимедийный сенсорный центр, где и был сосредоточен фонд книжек-игрушек для дошколят. Книги покупали в магазинах города, руководствуясь рекомендациями тифлопедагогов. Поэтому, в первую очередь, в библиотеке появились книги с игрушками (например, «Три поросенка» из серии «Читай и играй»), книги с запахом («Фрукты. Овощи»), озвученные книги («Ночной лес», «Океан», «На ферме», И. Солнышко «Ку-ка-ре-ку!»).
Привлекли наше внимание и книги из серии «Плюшевые пищалки» издательства «Лабиринт-Пресс», потому что эти книги имеют качественную объемную игрушку. Заинтересовали нас и книги издательства «Аркаим» тем, что на обложках их книг размещено рельефное изображение главного героя («Прыг-скок, лягушонок!»). К тому же книги издательства «Аркаим» снабжены советами для родителей о том, как вместе с ребенком читать эту книгу.
Проект по созданию детского мультимедийного сенсорного центра был заявлен в областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области на 2007-2010 годы».
Одним из направлений этого проекта стало формирование фонда тактильных книг. Наряду с закупкой типографских книг были заложены деньги на закупку материалов для изготовления рукодельных книг: ткани, фурнитуры, тесьмы и т.п. Был заложен фонд оплаты изготовителей тактильных рукодельных книг. Финансирование проекта длилось
2 года: 2007-2008 годы. С приходом кризиса наш проект перестал финансироваться. За два года за минимальную оплату было изготовлено 24 книги. В роли мастеров выступали друзья, знакомые, знакомые знакомых. Информация о проекте освещалась СМИ, библиотека регулярно проводила мастер-классы для всех желающих, рукодельные книги демонстрировались при всяком удобном случае: на региональной выставке «Равные возможности», в Дни открытых дверей, на ежегодном фестивале «Челябинск читающий», который проводится в рамках празднования Дня города и т. д.
В детском центре в рамках проекта проводились занятия с незрячими дошколятами и их родителями.
В этой среде тактильная рукодельная книга быстро завоевала признание.
Дети не желали покидать библиотеку без понравившейся книги (первый год книги мы не выдавали на дом), родители интересовались, когда можно будет увидеть новую книгу.
Процесс изготовления тактильной рукодельной книги требует не только определенных творческих навыков, но и терпения, и наличия свободного времени. Поэтому наряду с платными мастерами библиотека начала привлекать волонтеров.
Преподаватели педуниверситета к этому времени уже признали необходимость доступной книги для незрячего ребенка, и, при активной поддержке, нашими первыми волонтерами стали студенты – будущие тифлопедагоги.
«Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить». (Из материалов сайта благотворительного фонда «Кто, если не я». Адрес сайта: http://ktoeslineya.ru/volonter/ 04.08.2010г).
Общий приток волонтеров нашей библиотеки состоит из нескольких составляющих.
Наиболее многочисленная и постоянная группа – это студенты педуниверситета, госуниверситета, академии культуры. Эти учебные заведения готовят специалистов, которые в своей будущей работе непосредственно столкнутся с людьми с проблемами зрения (тифлопедагоги, социальные работники и т. п.), поэтому библиотека для слепых целенаправленно поддерживает партнёрские отношения с данными ВУЗами.
Вовлечение студентов в изготовление нужных тактильных рукодельных книг, безусловно, приносит много плюсов. Плюсы во взаимодействии с этой группой волонтеров: эта группа постоянна. Педагоги знакомство с тактильной рукодельной книгой включили в учебный процесс. Студенты приходят к нам на мастер-класс уже с определенными теоретическими знаниями о тифлопедагогических требованиях к пособиям для слабовидящих и слепых. Изготовление книги осуществляется как практическое задание, иногда это бывает частью курсовой работы. Работа студентов-дефектологов дает хороший прирост фонда рукодельных тактильных книг, они разнообразны по содержанию. Но есть и минусы: студенты выполняют учебную программу по заданию своих педагогов, и только лишь. Не всегда они, в силу различных обстоятельств, доводят до конца свою работу. Иногда качественно, а иногда и по принципу «от сессии до сессии живут студенты весело…». Что скрывать! Бывает и такое.
Учащиеся близлежащих школ – это следующая составляющая наших добровольных помощников-книготворцев.
В школах сейчас активно пытаются развивать гуманистические взаимоотношения в среде учащихся, реализуются различные программы по толерантности, в связи с чем приглашения библиотеки для слепых принять участие в особых проектах находят положительный отклик.
Со школьников тоже спрос не велик. Здесь решаются совсем другие задачи. В основном речь может идти о воспитании у школьников уважения к людям с физическими недостатками. И, в принципе, они еще только учатся добру и лишь стараются, как и студенты, выполнять задания вместе с педагогами и родителями, где более всего ценится участие, а не сам результат. Минус и в том, что состав этой группы постоянно меняется. Эта группа требует много внимания. Практические занятия обязательно предваряет экскурсия по библиотеке, знакомство с изданиями для слепых и слабовидящих, рассказ о выдающихся слепых. Качество работы нас, конечно, не всегда удовлетворяет, но воспитательный эффект есть.
Следующая составляющая – индивидуальные исполнители. Такие помощники, как правило, приходят под впечатлением телесюжета о нашей библиотеке с приглашением принять участие в изготовлении рукодельных книг или после пребывания на каком-либо ярком фестивале с участием нашей библиотеки, где они вообще впервые узнают, что слепой может читать.
Эти люди приносят более качественную продукцию, но энтузиазм быстро гаснет, когда в процессе работы над книгой выясняется, что процесс этот достаточно трудоемкий. И, как правило, их хватает только на одну работу.
Участники общественных организаций и движений. Эта категория более других перечисленных выше подходит нам, так как у этих людей уже сформирована определенная ценностная ориентация. Здесь нет материальной мотивировки действий. Они знают, чего хотят и добиваются своей цели, преодолевая практически любые трудности. Работа, за которую берутся представители этой группы, всегда выполнена с достойным качеством. Вот последние яркие примеры.
В конце 2009 года в нашу библиотеку обратились представители православного молодежного общества «Держись» и воскресной школы при Свято-Симеоновском кафедральном соборе г. Челябинска.
Они пришли с желанием сделать тактильную рукодельную книгу «Рождество Христово». Работой руководила Елена Анатольевна Ярина, библиотекарь по работе с детьми, человек творческий и способный передать свои умения всякому желающему. Занятия проходили в библиотеке и в воскресной школе. Ребята поставили цель сделать книгу в качестве подарка нашим читателям к Рождеству.
8 января 2010 года состоялась презентация этой книги на детском Рождественском празднике. Этот бесценный дар открывает путь нашим маленьким читателям к православной культуре нашего народа.
В конце мая этого года в библиотеке появились четыре девушки – студентки трех факультетов (экономического, юридического и факультета Евразии и Востока) Челябинского госуниверситета: Ирина Моисеенкова, Екатерина Белоусова, Ирина Аккуратова и Виолетта Домбровская.
Они пришли с просьбой поддержать их участие в конкурсе студенческих проектов для участия в Летней Школе фонда В. Потанина. Решили осуществить проект под названием «Мир в твоих руках»: изготовить серию тактильных рукодельных книг «Страны мира» и подарить ее библиотеке для слепых.
Девушки с неподдельным энтузиазмом и ответственностью взялись за дело, и их старания не прошли даром. В течение месяца они приходили к нам за консультациями, наши специалисты с удовольствием отвечали на все интересующие их вопросы и оказывали практическую помощь.
«Первоначально у нас было несколько идей, – вспоминает Ирина Моисеенкова, – среди которых и студенческое радио, и работа со школьниками по поводу изучения ПДД. Однако, как только мы пришли в библиотеку для слепых и узнали о существовании такой проблемы, как нехватка тактильных рукодельных книг для незрячих малышей и школьников, мы сразу ухватились за нее. Решено было сделать 1 тактильную книгу на свои собственные средства, а остальные 6 – на деньги Фонда в случае победы. После долгих и упорных споров и совещаний мы пришли к выводу, что серию этих книг стоит назвать «Страны мира» и в каждой из них рассказать о главных достопримечательностях, традициях и обычаях одной страны. Первая книга посвящалась России».
Отборочный тур конкурса проходил в Новосибирске.
Девушки выиграли грант фонда Потанина, и к концу года фонд тактильных рукодельных книг пополнится еще шестью книгами о странах мира. А книга о России уже дошла до своих читателей.
Первой взяла ее в руки Катя Абраменко (9 лет, тотально слепая). Отзыв о книге восторженный.
А вот что сказали участницы проекта после всех волнений отборочного тура: «Идея помогать незрячим и слабовидящим детям познавать мир так же, как это делают их сверстники, посредством тактильных книг очень тронула нас. Мы думаем, что они заслуживают не меньше остальных иметь представление о нашем мире, различать культуры, знать о традициях и особенностях народов. Занимаясь этой проблемой, мы можем принести реальную и ощутимую пользу – эффект от других проектов был бы куда менее очевиден и измерим».
Невзирая на трудности, в основном материального плана, фонд тактильных книг для незрячих малышей растет в Челябинской областной библиотеке для слепых. Его состав выглядит следующим образом:
- Книжки-игрушки, изготовленные типографским способом – 211 экз.,
- Тактильные книги, изготовленные с использованием технических средств (ИПТК «ЛОГОС») – 28 экз.
- Тактильные рукодельные книги – 43.
Прирост фонда тактильных книг составляет около 1,5 % (36 экз.), тактильных рукодельных книг пока удается изготовить в год 9-12 экз.
Волонтерство – это не панацея от всех наших бед. Помимо этого параллельно, на наш взгляд, нужно иметь профессиональную систему для постоянного производства тактильных рукодельных книг, а не довольствоваться эпизодической помощью волонтеров. Было бы неплохо, на наш взгляд, иметь в структуре специальной библиотеки издательский отдел, в состав которого входили бы специалисты по изданию и реставрации рукодельных книг, а не только говорящих и брайлевских. Тогда сотрудничество с волонтерами будет проходить на другом, более профессиональном уровне. Одно другому не помешает.
Кстати, 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев.
Второе название данного праздника – День волонтеров. У нас есть желание сделать этот праздник одним из традиционных в нашей библиотеке, где можно сказать слова благодарности добровольным помощникам. Не зря же говорят в народе: «Доброе братство милее богатства».
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи