Школьная инициатива. Социальный школьный проект. Организация творческой мастерской по изготовлению рукотворных тактильных книг на базе общеобразовательной школы
Виркова Т.М., руководитель проекта, учитель технологии МОУ СОШ № 2,
Ломейко Л.А., автор проектаи художник-оформитель тактильной книги,
ученица 9 класса МОУ СОШ № 2,
г. Малоярославец
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь».
Средневековые гуманисты
Первое – цель проекта гораздо шире. Это не только изготовление в подарок детям тактильной книжки–игрушки. Это способ – наглядным примером привлечь внимание общественности, творческих людей и учащихся к существующей проблеме и оказанию помощи в создании на базе нашей школы мастерской по изготовлению тактильных книг. То есть школьная инициатива не ограничивается изготовлением одной книги – это начало дальнейшей деятельности школы по выпуску рукотворных тактильных книг.
Второе – это глубокая исследовательская работа. Мы серьезно подошли к сбору, обработке и анализу информации. Перед началом работы в течение полугода изучали материалы из Интернета, посещали библиотеки, сотрудничали со специалистами и тифлопедагогами для получения компетентной помощи.
За основу работы взяты рекомендации, изданные РГБС как практическое пособие для работающих над созданием рукотворных тактильных книг. Помимо информационного исследования Лидией была проведена исследовательская работа еще по трем направлениям: маркетинговое, по материаловедению и технологическое.
Но прежде, чем приступить к работе, были тщательно изучены все требования, которые необходимо соблюсти. Комплексное издание «Теремок» выполнено с соблюдением всех требований по эргономике, безопасности и оформлению. Для санобработки в школе имеется ультрафиолетовый облучатель.
Комплексное издание «ТЕРЕМОК»:
- рукотворная тактильная книжка – игрушка «Теремок»
- пособие в виде домика – теремка
- текст, напечатанный рельефно-точечным шрифтом и укрупненным шрифтом с картинками-раскрасками
-аудиозапись со сказкой на диске
Маркетинговое исследование позволило определиться с выбором темы и вида издания. Всем известна роль сказки в воспитании детей, поэтому для первой своей книжки Лидия решила выбрать русскую народную сказку. Но прекрасных сказок сотни. Появились вопросы: какую же сказку выбрать? А любят ли нынешние дети сказки?
Основываясь на том, что дети с ограниченными возможностями ничем не должны отличаться от обычных и так как у большинства детей одного возраста приблизительно равные интересы, маркетинговое исследование Лидия провела среди обычных детей в возрасте от 4 до 8 лет. Анализируя ответы детей, было получено подтверждение: детям нужна русская народная сказка, которую они могли бы не просто читать, но и играть с ее героями; и так как больше всего любимых героев в сказке – «Теремок», ее и выбрала Лидия для своей книги.
Для удобства хранения, перемещения, предохранения от пыли – коробка и футляр.
Разные носители информации содержат доступный и понятный для восприятия материал, в пределах допустимой информационной нагрузки на ребенка. Это позволяет ребенку развиваться, не утомляясь, а получать положительные эмоции от доброй сказки. Русская народная сказка «Теремок» имеет большое воспитательное значение: учит детей понимать других, уметь дружить, быть толерантным, добрым и чутким, трудолюбивым. Сказки прививают у детей любовь к прекрасному родному языку и чтению.
Зная, какие требования предъявляются к рукотворным тактильным книгам, Лидия провела исследование по материаловедению с целью выбора лучшего основного материала для страниц и обложки книжки. Исследования проводились опытно-экспериментальным путем. Сравнивались несколько видов картона – все обладали достаточно высокими физическими параметрами, небольшим весом и низкой стоимостью. Лучшим оказался гофрокартон, за счет своей структуры он более жесткий и лучше держит форму, а также при попадании влаги фактически не деформируется, что немаловажно при обработке страниц спиртовым раствором для дезинфекции. При выборе основной ткани сравнивались 5 видов натуральных хлопчатобумажных тканей. Все образцы имеют приблизительно одинаковые физико-механические и технологические показатели, высокие гигиенические свойства. Лучшей тканью оказался х/б поплин. Взвешивание образцов показало, что поплин в три раза легче двунитких и в два раза тика, которые чаще всего применяют для обтягивания страниц. Следовательно, применение поплина позволит уменьшить вес книги. Поплин прочный, мягкий и очень приятный для тактильного восприятия материал.
Технологическое исследование позволило определить лучший способ крепления съемных деталей на страницу данной книги и лучший вариант обработки закругленного края страниц. Исследование проводилось путем сравнительной оценки изготовленных образцов. Для крепления – петля из прямой полоски ткани с застежкой на пуговицу, а для обработки края предпочтение было отдано окантовочному шву.
Третье – это комплексное издание и оно способствует более широкому развитию незрячего или слабовидящего ребенка через чтение, тактильные и звуковые ощущения и игру. Использование разных носителей информации расширяет возможности ребенка – он может выбрать сам для себя в каждой конкретной жизненной ситуации наиболее желательный формат издания.
Использование комплексного издания «Теремок» способствует развитию у ребенка определенных навыков и умений:
- При помощи различных на ощупь материалов, из которых выполнены игрушки и другие элементы, расположенные на страницах книжки, у ребенка формируются навыки обследования; развивается любознательность, расширяется кругозор, путем ознакомления через игрушку с представителями живого мира. Каждая игрушка выполнена из материала, который максимально соответствует реальному ощущению или приближен к нему. Для мышки – мягкое трикотажное полотно с низким ворсом серого цвета. Для лягушки – искусственная кожа с имитацией лягушачьей кожи. Для зайчика серое трикотажное полотно с ворсом и натуральный мех кролика. Для лисички – рыжее трикотажное полотно с ворсом и искусственный мех имитирующий натуральный. Волк – серый драп и стриженный натуральный мех кролика. Медведь выполнен из натурального коричневого меха норки. Ребенку понравится держать в руках такие игрушки, и он обязательно захочет продолжить с ними играть, а играя – развиваться.
- Работая с данной тактильной книжкой, легко проводить занятия, на которых дети, используя тактильные ощущения, учатся составлять описания предметов, называя их характерные признаки, или, наоборот, по словесному описанию находить их в книжке. Яркие образы развивают память и помогут ребенку легко запомнить, сколько ягод созрело на кустике земляники.
- Красочное издание будет побуждать слабовидящего ребенка использовать остаток зрения, чтобы увидеть солнышко и траву, тропинку и бабочку; упражнять совместную работу глаз и рук, чтобы увидеть землянику и корзинку с яблоками. Все это способствует развитию зрительно-моторной координации, зрительной и образной памяти.
- Ребенок может, читая сказку одновременно играть в нее: отстегивая игрушку, обследовать и изучать ее, играя. Отстегнув игрушку, он может прижать ее к себе, полнее ощутить ее, испытывая радость.
- Все игрушки – персонажи сказки, имеют подвижные верхние и нижние конечности, за счет чего игрушка может принять любую позу, что дает ребенку ощущение живого тела и знакомит с понятиями «сидит», «стоит», «лежит». У половины игрушек конечности еще и гибкие. И, например, мышонок, может сесть «на шпагат», закинуть «ногу на ногу», скрестить и развести верхние конечности, удержать в лапах какой-нибудь предмет. Такие возможности игрушки больше увлекают, включая ребенка в активную деятельность.
- Параллельно с чтением и игрой героев сказки можно использовать и для изучения счета или простых математических действий: сложения и вычитания. Например, перед ребенком ставится задача сосчитать: сколько всего животных в сказке? или сколько животных сейчас находится в теремке? сколько яблок в корзинке? если волк и медведь ушли в лес за ягодами и грибами, сколько зверей осталось в теремке?
- Работая с застежками, ребенок развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Застежки также приучают ребенка к порядку – чтобы все находилось на своих местах: каждый герой на своей страничке, домик спрятан от пыли в коробочку, а книжка – в футляр. Это воспитание бережного отношения к вещам и развитие навыков самообслуживания.
- Маленький ребенок, еще не умея читать, может познакомиться со сказкой, слушая запись на диске. Развивая память, может выучить ее на слух и даже научиться имитировать голоса героев. Наличие аудиозаписи позволяет проводить занятия с детьми, чередуя зрительную и тактильную работу со слуховым восприятием материала.
- Книжка с укрупненным шрифтом имеет авторские рисунки-раскраски, которые понятны слабовидящему ребенку дошкольного и младшего школьного возраста и помогают развивать его творческие и художественные способности, прививая навыки работы с карандашом и красками. Ребенку предоставляется возможность не просто рассматривать картинки, а олицетворять персонаж с каким либо цветом. Например: рыжая лисичка, серый волк, бурый медведь и т. д. Это развивает и обогащает словарный запас ребенка, способствует развитию ассоциативного мышления. Книжка с картинками всегда интересна ребенку и он быстрее учится читать.
- Так как теремок вынесен за пределы книги – он представляет собой отдельное объемное пособие. Имитация теремка приближена к натуральному по фактуре, что позволяет ребенку ближе ознакомиться с настоящим домиком, который невозможно обследовать руками в естественном виде. Пропорции теремка строго выдержаны. Кроме того ребенок может обследовать рабочую дверь и окошко, через которое видно уютные шторы, крышу и трубу, и даже приставное крылечко – идет формирование образов реальных объектов в сознании. Пособие-теремок помогает расширить субъективное представление ребенка о сюжете при чтении сказки. Его также можно использовать и для других целей, в качестве наглядного пособия. Обследуя домик, открывая и закрывая дверь, ребенок развивает такие понятия, как «войти» и «выйти». Детская рука, вместе с игрушкой без затруднения проходит в проем двери. Каждый герой сказки, поочередно, попадает в теремок и остается в нем жить. Персонажи сказки могут, по желанию ребенка, жить как на страницах книжки, так и внутри теремка. Это способствует организации игровых и ролевых действий, совместному эмоциональному переживанию в процессе общения детей между собой. Дети могут фантазировать и сами придумывать различные ситуации, даже выходящие за пределы сказки или расширяющие ее рамки.
- Комплексное издание – хороший стимул к совместному времяпровождению родителей и ребенка. Они вместе могут разыграть сказку по ролям или сами придумать и проиграть новый сюжет с использованием героев сказки «Теремок», или с использованием пособия–теремка и совершенно других героев. Придумывая, ребенок учится составлять связный рассказ, а значит развивается.
Цель проекта достигнута: комплексное издание получилось оригинальным, качественным и соответствует предъявляемым к нему требованиям. Это оценили и тифлопедагоги, и дети Калужского детского садика № 41, где адаптировалось данное издание, и специалисты РГБС. Налажен контакт с Калужской областной библиотекой для слепых имени Н. Островского. Мы благодарны работникам библиотеки и особенно ее директору – Марии Павловне Коноваловой – за поддержку в наших начинаниях и участие в творческом проекте: выпуск приложения к тактильному изданию, набранного рельефно-точечным шрифтом – это их работа.
Добрые советы и поддержку мы получали и от Алевтины Митрофановны Чукановой, директора Тульской областной специальной библиотеки для слепых, а это очень важно, когда впервые берешься за очень ответственное дело.
Кроме того, благодаря Лидиной работе и ее победе на областной олимпиаде, публичной презентации работы, мы привлекли внимание общественности – многие впервые узнали о существующей проблеме и среди учащихся нашей школы появились неравнодушные и желающие работать по данному социальному проекту.
Работа по изготовлению тактильных книг будет продолжена: на базе школьной мастерской по технологии организована кружковая деятельность. И уже разработана образовательная программа дополнительного обучения, нацеленная на изучение учащимися школы тех разделов, которые необходимы для изготовления рукотворных тактильных книг.
Лидия может гордиться своей работой. Изготовление дало большое моральное удовлетворение – это будет прекрасный и полезный подарок детям. Лидия планирует продолжить работу по изготовлению рукотворных тактильных книг, работая в кружке и обучая этому других школьников вместе с учителем. Восполнить потребность в тактильных книгах для детей возможно лишь, если мы возьмемся за решение этой проблемы всем миром.