Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых
Практическое пособие
В последнее десятилетие фонды специальных библиотек для слепых Российской Федерации стали пополняться ранее неизвестными нашему читателю тактильными рукодельными изданиями, рассчитанными, в основном, на слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Используя творческий потенциал своих сотрудников и волонтеров, а также опыт работы зарубежных коллег по изготовлению тактильных книг для маленьких слепых детей, одними из первых начали выпускать такие издания Санкт-Петербургская государственная специальная библиотека для слепых и Тульская областная специальная библиотека для слепых. Созданные ими книги оказались востребованы и, как отмечали тифлопедагоги и родители, полезны.
Понятие «тактильное рукодельное издание»
Для характеристики изданий, предназначенных для осязательного восприятия, в тифлологии и тифлобиблиотековедении используются близкие по смыслу определения:
• осязательные (рассчитанные на восприятие, основанное на мультимедийной, прежде всего тактильной, информации)
• тактильные (воспринимаемые через ощущения прикосновения, давления и частично вибрации; тактильная чувствительность образует сенсорную основу для осязания).
В профессиональной среде более широкое распространение получило определение «тактильные». Оно вошло в оборот в середине 90-х годов и используется при характеристике как рукодельных, так и рельефно-точечных изданий и рельефно-графических пособий, издаваемых с использованием технических средств в ИПТК «Логос» ВОС, МИЛО «Репро», НПО «Чтение» ВОС, в издательских комплексах специальных библиотек для слепых. Поэтому для полноты определения знаковой природы тактильных изданий, создаваемых без применения (или с минимальным применением) технических средств, следует использовать дополнительное определение «рукодельные», которое указывает на особенности их создания, использования и хранения.
Таким образом, понятие «тактильное рукодельное издание» может быть сформулировано следующим образом: тактильное рукодельное издание — это самостоятельно оформленный документ, созданный без применения или с минимальным применением технических средств, имеющий выходные сведения и предназначенный для восприятия содержащейся в нем информации через тактильные ощущения.
Типы и виды тактильных рукодельных изданий
1. Типы тактильных рукодельных изданий
Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности издания, позволяет выделить два основных типа тактильных рукодельных изданий:
ассоциативные издания — издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями (сказки, стихи, рассказы и т. п.);
дидактические издания — издания, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации и реабилитации детей. К числу таких изданий относятся, например, издания с макетами предметов, направленные на социально-бытовую адаптацию: «Гигиена тела», «Поможем маме — уберем сами» и др. Подготовка таких изданий осуществляется при непосредственном участии тифлоспециалистов.
2. ВИДЫ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
Четкое определение вида тактильных рукодельных изданий необходимо для достоверного обозначения каждого конкретного издания как при ведении документального учета изданий и создании справочного аппарата библиотеки, так и в работе по продвижению чтения в среду незрячих.
2.1. Виды изданий по читательскому адресу
Среди выходящих в специальных библиотеках для слепых тактильных рукодельных изданий по читательскому адресу выделяются:
тактильные рукодельные издания для слепых — это издания, доступные для читателей, у которых остро та зрения на лучше видящем глазу с коррекцией не превышает 0,04. При создании этого вида изданий используется рельефно-точечный шрифт, различные виды рельефных рисунков и объемных изображений;
тактильные рукодельные издания для слабовидящих — это издания, предназначенные для читателей, у которых острота зрения на лучше видящем глазу находится в пределах от 0,05 до 0,4. При создании этого вида изданий используется укрупненный шрифт (Кегль шрифта варьируется от 14 до 20 пунктов (в системе Дидо 1 пункт = 0,376 мм). Рекомендуется использовать гарнитуры шрифтов, не имеющих утончений (Arial, Helvetica, Pragmatika)), плоскостные и рельефно-графические иллюстрации (Основные требования к иллюстрациям для слабовидящих подробно описаны в методических рекомендациях «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004)).
2.2. Виды изданий по материальной конструкции
Материальная конструкция издания представляет собой сложившуюся форму издания как предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания. В практике специальных библиотек наиболее часто встречаются четыре вида тактильных рукодельных изданий:
• книжное издание;
• книжка-игрушка;
• комбинированное издание;
• комплектное/комплексное издание.
2.2.1. Книжное издание
К этому виду относятся издания в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Текст (художественный или познавательный), набранный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом, сопровождается рельефными рисунками и/или объемными изображениями.
Наряду с общими внешними признаками, тактильные рукодельные книги имеют ряд особенностей и отличий от других книжных изданий как по технике исполнения, так и по отбору материалов, из которых создается книга. Основной отличительной чертой данного вида изданий является его рукотворность. Объемные изображения и рельефные рисунки создаются вручную из различных природных и других материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу. В качестве листа для размещения изобразительного материала используется плотная бумага, ее синтетический заменитель или легкий картон, обтянутый тканью. Как правило, такая книга выпускается в одном-двух экземплярах.
Таким образом, тактильная рукодельная книга — это книга, изготовленная без применения или с минимальным применением технических средств. Она предназначена для восприятия содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содержит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу, а также текст (художественный либо познавательный), напечатанный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом.
Следует отличать тактильную рукодельную книгу от наглядного тактильного рукодельного пособия, содержание в котором в основном передается при помощи изображения. Оно не содержит художественного либо познавательного текста и является вспомогательным материалом, необходимым: а) при обучении чему-либо; б) при чтении ассоциативных книг для расширения субъективного представления ребенка о сюжете и персонажах произведения. Такие пособия выпускаются как в виде отдельных объемных предметов, так и в виде альбомов рельефных/объемных изображений, которые неразрывно связаны с текстом произведения и не могут использоваться в отрыве от него. Как правило, рукодельные пособия являются составной частью комбинированного и комплектного изданий.
2.2.2. Книжка-игрушка
Для детей дошкольного возраста специальные библиотеки для слепых выпускают книжки-игрушки, выполняющие информационную и игровую функции. В них к минимуму сведены текстовые материалы и максимально расширены иллюстративные и игровые компоненты, направленные на сенсорное, умственное и эстетическое развитие детей. Сохраняя все признаки книжного издания, тактильные рукодельные книжки-игрушки, в зависимости от замысла создателей, могут иметь необычную конструктивную форму:
• книжка-ширмочка;
• книжка с игровым замыслом;
• книжка-вертушка;
• книжка-панорама;
• книжка-фигура;
• книжка-поделка.
По мере появления новых вариантов перечень разновидностей книжек-игрушек может быть расширен.
2.2.3. Комбинированное издание
Широкое распространение в практике специальных библиотек для слепых получили комбинированные издания, состоящие из набора двух и более материальных носителей информации, сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга.
Наряду с книжным изданием, комбинированные издания могут включать звуковые записи на аудиокассетах и/или компакт-дисках, а также пособия с объемными изображениями и рельефными рисунками, дополняющие изложенную в книге информацию.
2.2.4. Комплектное/комплексное издание
Комплектное/комплексное издание представляет собой совокупность изданий, собранных в папку или футляр и имеющих общее заглавие. В состав комплектного/комплексного издания, как правило, входят:
• текст произведения, напечатанный рельефно-точечным шрифтом;
• «говорящая» книга, с записью текста на аудиокассетах или компакт-дисках;
• текст произведения, напечатанный укрупненным шрифтом;
• тактильное рукодельное пособие.
В зависимости от замысла создателей состав комплектных/комплексных изданий может меняться. Используя этот вид изданий, читатель имеет возможность выбрать в каждой конкретной жизненной ситуации наиболее приемлемый для себя формат издания.
Комплектные/комплексные издания очень удобны при совместном чтении зрячих родителей и слепого ребенка, слепых родителей и зрячего ребенка. Родители могут контролировать процесс чтения, вовремя поправлять и подсказывать ребенку, где он допустил ошибку.
Особенности тактильных рукодельных изданий и необходимые условия для их создания
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ТАКТИЛЬНЫХ РУКОДЕЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чтения и здоровье ребенка:
• не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и предметов, которыми ребенок может поранить руки;
• не допускается использование токсичных клеящих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов;
• с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов иллюстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот;
• необходимо предусмотреть возможность санитарной обработки издания.
2. Основные эргономические требования к тактильным рукодельным изданиям
В тактильных рукодельных изданиях рекомендуется соблюдать ряд эргономических требований, позволяющих учитывать психологические особенности и физические возможности детей:
• легкость — обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержании книги/пособия;
• прочность — исключает возможность деформации издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;
• размер — влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210x250 мм до 230x297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см;
• объем — влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 страниц);
• материалы, используемые для создания тактильных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Предпочтение отдается экологически чистым природным материалам.
3. Основные требования к оформлению издания
Дизайн тактильных рукодельных изданий, предназначенных для незрячих и слабовидящих детей, имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия отдельных элементов дизайна и художественного оформления издания в целом при тактильном обследовании.
• Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования;
• цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резкими до боли в глазах. Не рекомендуется также использовать материалы темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зрительной патологией путают с черным и темнокоричневым цветами. Кроме того, для лучшего восприятия иллюстративного материала (а значит, и его понимания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции;
• не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.
4. Тактильные изображения в рукодельных изданиях
Иллюстрации в изданиях для детей способны не только удовлетворить любознательность ребенка, расширить его представление об окружающем мире, но и стать источником радости. Прежде чем приступить к созданию объемного/рельефного изображения, следует оценить степень его полезности для тактильного обследования и выбрать отвечающие поставленным задачам изобразительные средства.
4.1. Виды изобразительных средств
В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств:
• объемные модели, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту;
• барельефные изображения;
• аппликационные изображения;
• рельефные изображения (силуэтные и контурные), а также различные комбинации перечисленных видов изобразительных средств.
4.2. Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению
• контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;
• для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и г. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;
• следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов;
• материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен;
• цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным;
• при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом;
• рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
• при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;
• изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони;
• следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;
• в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;
• в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия. 11апример, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстрировать с помощью изготовления подвижного элемента — кивающей головы.
5. Основные конструктивные особенности тактильных рукодельных изданий
5.1. Обложка
• Для изготовления обложки рекомендуется использовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, серого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бумагу;
• не рекомендуется изготавливать обложку издания и 5 пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т. к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых титульных сведений;
• надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например Апа1) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т. п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур;
• не рекомендуется в качестве материала для создания обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т. к. полученное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследовании обложки;
• во избежание потерь съемных предметов или деталей, использованных в иллюстрации, следует создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки;
• на последней странице обложки следует поместить карман для методических, практических рекомендаций по использованию издания, аудиоматериала, записанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.
5.2. Страница
• Страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью;
• цвет ткани, используемой при изготовлении страниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки;
• уголки страницы следует делать закругленными;
• для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает качество этого восприятия;
• внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок;
• не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.
5.3. Переплет
Основным условием для любого вида переплета, используемого при создании тактильных рукодельных изданий, является его прочность, а также возможность перелистывания и удержания страниц в удобном для чтения положении без дополнительных усилий.
Наибольшее распространение в практике издательских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумажными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и картонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура.
Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве готовых обложки и переплета.
5.4. Футляр
Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т. ч. методическое, практическое пособие/руководство и т. п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Подробные сведения об издании размещаются на идентификационном листе, вложенном в футляр/коробку.
6. Текст в тактильных рукодельных изданиях
В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен:
• на отдельной странице издания;
• на странице, где расположен иллюстративный материал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице;
• в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на аудиокассетах или компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях).
Не рекомендуется:
• в художественных текстах (в т. ч. сказках) искажать и сокращать текст оригинала;
• в подписях к иллюстрациям опускать слова, важные для формирования у детей правильного представления об окружающих предметах;
• многоколонный набор текста (кроме стихов).
Основные правила работы с текстом, записанным по системе Брайля, подробно описаны в методическом пособии «Издание литературы специальных форматов в библиотеках для слепых» (М., 2004).
7. Требования к шрифтовому оформлению изданий
Для шрифтового оформления изданий используется комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье ребенка. В зависимости от задач, поставленных перед создателями тактильных рукодельных изданий, текст может быть записан:
• рельефно-точечным шрифтом;
• укрупненным шрифтом;
• параллельно рельефно-точечным и укрупненным шрифтами.
7.1. Рельефно-точечный шрифт
При создании изданий для детей, начинающих чини, по системе Брайля, рекомендуется:
• устанавливать большее расстояние между строками (7,3 или 9,8);
• использовать одностороннюю печать.
7.2. Укрупненный шрифт
Издания для слабовидящих детей печатаются четким, контрастным и ярким шрифтом на однотонном поле без шумового эффекта.
Рекомендуется использовать:
• шрифты без утончений (например Arial) нормального или полужирного прямого начертания;
• кегль шрифта не менее 18 пунктов.
Не рекомендуется использовать:
• цветные и рисованные шрифты;
• выворотку шрифта (белый шрифт на черном, сером или цветном поле);
• укрупненный шрифт на термобумаге, т. к. получаемое объемное изображение буквенных символов не имеет четкого контура и не пригодно ни для тактильного, ни для зрительного прочтения.
Российская государственная библиотека для слепых