Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения
♦ Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения [Текст] : метод. пособие / ТОСБС ; сост.: А.М. Чуканова, Т.В. Слюсарская; редкол.: А.И. Кардашина, Г.С. Сергеева; компьютерный набор и верстка В.А. Филимоновой, Н.П. Мызенковой; отв. за вып. А.М. Чуканова.- Тула: ТОСБС, 2005.- 49 с.: ил.
ВВЕДЕНИЕ
Очень часто родители, имеющие ребенка с отклонениями в развитии, хотят поскорее научить его читать и писать. Особенно к этому стремятся родители, у которых растет ребенок с нарушением зрения. Им хочется доказать всем, что он не лишен способностей и сможет учиться, как все дети. Они не хотят признавать необходимость подготовительной работы с ребенком перед началом его обучения грамоте с использованием системы Брайля. К нашему глубокому сожалению, литература для родителей и педагогов по этой проблеме практически отсутствует.
Данное методическое пособие - результат многолетнего опыта работы с детьми с нарушениями зрения Тульской областной спецбиблиотеки для слепых, психологов и педагогов-дефектологов г. Тулы и Тульской области, продолжающейся и в настоящее время. В этом пособии мы пытаемся, в первую очередь, помочь родителям, воспитателям, учителям сделать обучение маленьких детей с нарушением зрения не только полезным, но и интересным, увлекательным и, главное, познавательным, независимо от характера и глубины отклонений в их развитии.
Мы можем посоветовать начинать работу по развитию познавательной сферы и ознакомлению с окружающим миром, посредством «чтения» тактильных книг. Учитывая, что осязание для детей с нарушением зрения — один из ведущих органов познания окружающей действительности, необходимо обучать их пользоваться осязанием в восприятии объектов во всех видах деятельности. При правильной организации педагогического процесса дети с нарушением зрения успешно овладевают способами восприятия формы, размера, фактуры и т.д.
Своеобразие восприятия лиц с нарушением зрения окружающей действительности оказывает влияние на формирование представлений. Представления слепых обеднены и фрагментарны, зависят от времени, характера и степени поражения органа зрения. Чем раньше потеряно зрение, тем беднее, как качественно, так и количественно, представления. Чем ниже острота зрения, тем труднее формируются и сохраняются представления в сознании ребенка. Пространственные представления формируются в результате коррекционно-развивающей работы, накопления чувственного опыта, овладения необходимыми умениями и навыками, чему способствует «чтение» тактильных книг.
Мы надеемся, что эта книга окажется полезной для родителей, педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, для студентов дефектологических отделений, и для всех тех, кто, так или иначе, сталкивается в своей работе с проблемами социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями зрения.