Рекомендации Межрегионального семинара-практикума «Роль изобразительной наглядности в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения»
9-11 октября 2006 года в г. Туле состоялся Межрегиональный семинар-практикум «Роль изобразительной наглядности в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения».
Семинар был организован Тульской областной специальной библиотекой для слепых при поддержке Российской государственной библиотеки для слепых и департамента культуры Тульской области.
В работе семинара приняли участие 45 человек - представители специальных библиотек для слепых Центрального Федерального округа, а также специалисты организаций и учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями Тульского региона.В ходе подготовки и проведения семинара-практикума был проанализирован и обобщен российский и зарубежный опыт по созданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, рассмотрены основные методики и технологические процессы изготовления этих изданий. Участники семинара-практикума получили новые знания в области издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, всем участникам семинара была предоставлена возможность получения индивидуальных консультаций по различным вопросам создания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
На практических занятиях в группах были разработаны макеты этих уникальных изданий, проведены их презентации, а также выработан единый проект тактильной рукодельной книги «Времена года» (все участники получили электронную версию этого издания).
Как показали выступления участников, значительная часть специальных библиотек приступили к процессу изготовления тактильных рукодельных книги дидактических пособий, но они не владеют методиками и не имеют опыта изготовления таких книг. Данный вид деятельности носит хаотичный характер, в то время как, Тульская областная спецбиблиотека для слепых имеет многолетний опыт издания тактильных рукодельных книжек-игрушек с обучающим и развивающим эффектом.
В целях совершенствования работы по данному направлению деятельности участники семинара-практикума приняли следующие рекомендации:
В адрес органов исполнительной власти на местах
• Больше внимания уделять работе по социокультурной реабилитации детей-инвалидов, осуществлять организационно-финансовую поддержку инициатив специальных библиотек и других учреждений по созданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
• Включать библиотеки, работающие с инвалидами, в разработку и реализацию региональных целевых программ реабилитации детей-инвалидов в части обеспечения их изданиями на различных носителях информации.
В адрес специальных библиотек Центрального Федерального округа
• Оценить роль, возможности и перспективы издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий в специальной библиотеке.
• Развивать социальное и профессиональное партнерство со всеми заинтересованными учреждениями и организациями в интересах социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
• Вести творческий поиск новых, нетрадиционных подходов к социокультурной реабилитации инвалидов, делая акцент на издание тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
• Осуществлять планомерную работу по превращению специальных библиотек в координационные центры по распространению методик и технологий издания тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.