Психолого-педагогические основы развития полисенсорного восприятия средствами тактильных книг
Слюсарская Т.В.,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры детской психологии
и дошкольного образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
Анализ состояния зрения населения в настоящее время вызывает у многих офтальмологов, психологов, дефектологов и специалистов, работающих с лицами с нарушением зрения, тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям. По данным Всемирной организации здравоохранения детскому населению, наряду с другими заболеваниями, угрожает и потеря зрения, что связано с общей тенденцией ухудшения здоровья детей, с интенсификацией процесса обучения в школе, обострением проблем социальной адаптации.
В результате в процессе обучения обнаруживаются бедность знаний, пониженный уровень развития полисенсорного восприятия, что подчеркивает необходимость управления данным процессом путем применения специальных методических приемов и способов, ведущих к осмысленному рассматриванию, стремлению находить существенное в объекте или изображении, используя не только зрение, но и все сохранные анализаторы.
Полисенсорное восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Итак, восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Сличение включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.
Кроме того, выделяют следующие свойства восприятия:
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, оно формируется в процессе практики, т. е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Константность восприятия – также не врожденное свойство, а приобретенное.
3. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
От того, как организовано развитие полисенсорного восприятия, какие сохранные анализаторы используются в познании окружающего мира зависит его полнота и целостность, развитие воображения у детей с нарушением зрения. Известно, что наиболее важная для детей дошкольного и младшего школьного возраста информация должна быть передана через яркие образы.
Восприятие детьми с нарушением зрения рельефно-графических изображений опирается главным образом на форму, которая тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Установлено, что слабовидящие дети не различают мелкие детали, недостаточно дифференцируют линейные и угловые величины, смешивают сходные по форме изображения и предметы. Для того чтобы дети с нарушением зрения правильно и четко определяли форму объекта, его основные качества и свойства, необходим достаточный уровень развития зрительного и осязательного восприятия.
Зрительное и осязательное восприятие сходны по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, зрение и осязание фиксируют ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.
Глаза и руки способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение; только при помощи зрения человек различает цвет, при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать, хотя, конечно, большее количество признаков, различаемых осязательно, еще не означает, что осязательные образы более полно и точно отражают действительность, так как здесь решающее значение имеет способ перцепции. Многочисленность признаков, различаемых осязанием, свидетельствует лишь о возможности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зрения.
Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.
Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное восприятие. При любом способе восприятия возникает образ, адекватный осязательному ощупыванию предмета. Более эффективный процесс осязательного обследования предметов – двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу, когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при которой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время которой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.
Проиллюстрируем это на примере восприятия слепыми рельефных изображений. Анализ движений, осуществляемых пальцами рук при восприятии рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направлены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождение изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются относительно большой скоростью. Они, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальна и отрывочна и состоит из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Последующие движения пальцев рук сканируют изображение, его форму, размер, пропорциональные отношения, т. е. те исходные данные, на основе которых формируется соответствующее представление.
Движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отысканием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием, – как прослеживающие.
В общей психологии и тифлопсихологии различают три вида осязательного восприятия: пассивное, активное (гаптика) и опосредованное (инструментальное).
Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в условиях относительного покоя рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкосновения возникают ощущения, отражающие в восприятии ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов. Пассивное осязание не отражает полную совокупность признаков предметов и не воссоздает целостный образ.
Активное осязание (гаптика) формируется в результате активного ощупывания объектов. В основе активного осязания – совместная деятельность кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук происходит вычленение контуров и форм предметов. Активное осязание совместно с остаточным зрением у частичновидящих детей является основным способом отражения пространственных признаков и свойств предметного мира.
Опосредованное (инструментальное) осязание – это такая форма осязательного восприятия, при которой ощупывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия, например ощупывание дороги тростью, чтение слепым рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, осязание через подошвы обуви рельефа дороги. Опосредованное восприятие может иметь место преимущественно в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания.
В практике работы с детьми с нарушением зрения приходится сталкиваться с неточным, неполным, искаженным восприятием окружающей действительности; часто словесная предпосылка, направляющая внимание ребенка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, так как за словом нет не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа.
Часто воспитанники даже в момент прямого обучения, направив взор в указанное место, воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное пятно. Происходит это не потому, что они не могут (из-за нарушения зрения) увидеть, разглядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот момент как бы «спит», у ребенка нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться. Из-за этого очень часто предмет воспринимается силуэтно, без детализации, недифференцированно, что ведет к ошибкам при узнавании.
Формированию приемов, способов познавательной деятельности воспитанников со зрительной патологией очень мешает их недоверие к зрительной информации: дети легко отказываются от своих утверждений, стараются отгадать, опираясь на интонацию взрослого.
Нарушение зрения порождает и определенное, чисто специфическое, нарушение эмоционально-волевой сферы: из-за низкой остроты зрения малыш плохо видит, плохо различает, поэтому акт рассматривания, зрительного обследования для него труден. Попытки заставить, уговорить, настоять чаще приводят не к успеху, а к обратному – к нежеланию смотреть. Вследствие этого зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искаженным и неточным, нарушается связь «образ-слово». Кроме того, снижается любознательность (качество, крайне необходимое для овладения элементарными знаниями и умениями), поскольку приблизительное представление об обычной иллюстрации не вызывает интереса к предмету, явлению или действию.
Немаловажен и тот факт, что развитие зрительного восприятия и двигательной сферы тесно взаимосвязаны. Для детей с нарушением зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования, ослабленность осязательного восприятия, недостаточное представление о видах использованного материала.
Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук, а также совершенствования зрительного анализатора, чему во многом способствуют тактильные издания.
При общении с тактильным изданием ребенок с нарушением зрения узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни, и познает новые. Читая книгу, можно вжиться в приключенческую сказку, слетать в космос, познакомиться с домашними животными или с инструментами зубного врача. Когда дети ощупывают мелкие предметы и поверхности из разных материалов, в их сознании формируются образы реальных объектов. Ткань, дерево, камни, поделочная масса, мех, семена и специи находчиво применяются для изображения разных объектов, способствующих образованию адекватных представлений об окружающем мире. Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях и карманах издания, развивая тем самым мелкую моторику и тактильную чувствительность. Все это, несомненно, обогащает чувственный мир и представления, расширяет образы в памяти, вследствие чего формируются компенсаторные возможности детей с нарушением зрения.
Издания с тактильными рисунками имеют большое значение и для развития воображения ребенка с нарушением зрения. Родители и дети могут совместно проводить время: читать, рассматривать, обсуждать содержание издания.
С помощью тактильного издания обогащается словарь ребенка со зрительной патологией, его пальчики способны «увидеть» то, о чем в нем говорится. Кроме того, «рассматривание» тактильных рисунков способствует обучению чтению по Брайлю и восприятию рельефных изображений. Когда ребенок привыкнет к «чтению» тактильных изданий, ему будет гораздо легче обследовать рельефные рисунки, карты, учебники, чертежи, выполненные на пластиковых листах или на бумаге, состоящей из микрооболочек.
Таким образом, основные функции тактильного издания – это расширение познавательных возможностей лиц с нарушениями зрения, развитие абстрактного и логического мышления, формирование пространственных представлений, совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тактильные издания имеют образовательное значение, так как позволяют детям в изучении материала на занятиях в школе и дошкольных учреждениях, являются мощным стимулом эмоционального регулирования.
При организации работы с тактильным изданием для развития познавательной активности детей с нарушениями зрения необходимо иметь в виду, что она должна осуществляться систематически, целенаправленно и непрерывно. Непрерывность коррекционно-развивающей работы обеспечивается привлечением родителей детей с нарушениями зрения к участию в данной деятельности.
В заключение необходимо подчеркнуть, что тактильные издания полезны не только детям с нарушенным зрением, их нормально видящим и развивающимся сверстникам, но и родителям. Они имеют компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение для детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Использование их в работе с детьми подразумевает:
1) поддержание и воспитание у ребенка потребности включать осязание и остаточное зрение в сенсорно-перцептивный процесс;
2) совершенствование тактильной чувствительности;
3) развитие активного осязания, координации деятельности обеих рук;
4) формирование навыка обследования нескольких рельефных изображений, объединенных единым сюжетом;
5) уточнение предметных представлений при сопоставлении натурального предмета и рельефного изображения;
6) совместное прочтение книги ребенком и взрослым с целью активизации познавательного интереса, развития сохранных анализаторов;
7) предупреждение возникновения вербализма на основе добавления к словесному обозначению того или иного объекта его рельефного изображения.
Рассматривая и читая тактильное издание можно научить ребенка составлять связный рассказ, задавать и отвечать на вопросы, проигрывать сюжеты, что, в свою очередь, способствует: развитию восприятия на зрительной и тактильной основе, памяти, образного и логического мышления, речи, внимания, умения общаться с окружающими людьми (как со слепыми, так и со зрячими). Кроме того, дети постепенно приобщаются к миру взрослых, учатся регулировать свое поведение и правильно выражать эмоции.