На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

rainbow21.jpg


Печать

Формирование профессиональных компетенций у будущих дефектологов при создании тактильных рукодельных изданий

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

 

Юлия ФедоренкоФедоренко Ю.В.,
кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры детской психологии
и дошкольного образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

В настоящее время в России идет становление новой многоуровневой системы образования, включающей бакалавриат и магистратуру. Инновации в сфере образования сопровождаются существенными изменениями в педагогической теории и практике. В этих условиях возрастает потребность в специалистах: педагогах, психологах, дефектологах, владеющих знанием новых технологий профессионального образования, новыми технологическими умениями и являющихся творческими личностями.

В 2011 году планируется полный переход на двухуровневое образование. В связи с этим был разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Выделению данного направления в самостоятельное способствовали:

- острая потребность в высокопрофессиональных дефектологических кадрах для отечественной социальной, педагогической, медицинской отраслей;

- определение дефектологии как самостоятельной предметной области знаний и специфической сферы профессиональной деятельности;

- а также принципиальное отличие от области педагогического образования субъекта, объекта и области профессиональной деятельности дефектологов.

Итак, будущий дефектолог, выпускник вуза, должен будет обладать определенным набором компетенций, под которыми понимается способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Выделяют несколько видов компетенций:

1) общекультурные. Так выпускник должен быть:

- способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции;

- способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

2) профессиональные:

- в области коррекционно-педагогической деятельности: способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ; готов к организации коррекционно-развивающей среды; способен к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности; готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- в области диагностико-консультативной деятельности: способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ;

- в области исследовательской деятельности: готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности;

- в области культурно-просветительской деятельности: готов к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями; способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.

Огромную помощь в этом вопросе нам оказывает Тульская областная специальная библиотека для слепых. Наше теснейшее сотрудничество началось еще в далеком 2000 году, когда после экскурсии в библиотеку студенты факультета психологии задались идеей создания специфических офтальмологических сказок. Так родился сборник «Сказки про глазки», в которых главные герои обучают детей некоторым полезным навыкам в области гигиены глаз. Разбирая данные сказки вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, взрослые помогают ребенку более внимательно относится к своему нарушенному зрению, а это, на наш взгляд, создает чувство защищенности.

Далее студентов заинтересовал процесс изготовления тактильных рукодельных книг для детей с нарушением зрения: сначала это были отдельные странички, затем уже полноценные издания.

В настоящее время работа начинается с экскурсии в библиотеку и знакомства с ее основными отделами: тифлоинформационным и детским центрами, где студенты могут увидеть новейшие методические разработки в области коррекционно-педагогической деятельности, познакомиться с основными видами тактильных рукодельных изданий: книгами, книгами-игрушками, комбинированными изданиями и тактильными дидактическими пособиями.

Далее в рамках семинарских занятий осуществляется подбор содержания и тематики тактильных изданий в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV вида, а также запросами специальных учреждений города и области.

Учитываются и возрастные особенности детей с нарушением зрения. Студентам разъясняют, что существуют издания:

1. Для самых маленьких, которые напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.

2. Для среднего дошкольного возраста, использующие простейший сюжет (любимая и знакомая на слух сказка, иллюстративный материал). Рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания.

3. Для старших дошкольников и младших школьников. На иллюстрациях уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.

Студентов знакомят со ступенями сложности тактильных рукодельных изданий. Каждая ступень учитывает уровень его готовности воспринимать рельефное пособие.

Так, 1-я ступень – издания, сюжет которых напрямую связан с жизнью ребенка. На странице используется только один предмет, чтобы ребенок мог узнать его и понять функциональное назначение предмета.

2-я ступень – в издании предлагается использовать определенный сюжет (это могут быть знакомые, любимые сказки). На странице дается два или три изображения. Этими изданиями будут пользоваться дети, с которыми проводилась определенная предварительная работа по обучению восприятия рельефных изображений и у которых сформированы представления.

3-я ступень – эти издания позволяют использовать наглядность как иллюстрацию к рассказу, либо наглядность как источник знания. На страницах необходимо изображать целостный законченный сюжет, который связан с жизнью определенного персонажа, либо это могут быть изображения с определенной тематикой.

Издания 2-й ступени у детей вызывают интерес только при первом предъявлении, при рассмотрении понравившихся поверхностей. А с изданиями 3-й ступени дети могут возвратиться к сюжету несколько раз в зависимости от того опыта, который они имеют на данный момент. При изготовлении таких изданий необходимо учитывать интересы, как девочек, так и мальчиков.

Кроме того, студенты знакомятся:

- с основными параметрами и размерами изданий;

- с особенностями построения рельефного изображения;

- с применением цвета и контраста в тактильном издании;

- с фактурами и используемыми материалами;

- с требованиями к безопасности тактильных изданий.

Этапы изготовления тактильного издания

Первый этап. «Придумать», представить издание. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.

Исходя из этого, выбирается формат и вид издания. Необходимо также решить из каких материалов оно будет сделано, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, цветовая гамма также должна быть натуральной и, в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).

Второй этап. Нарисовать каждую страницу, каждый предмет и натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.

Третий этап. Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

Четвертый этап. Прикрепить предметы к страницам. Очень важен игровой момент: детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т. д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т. п.

Пятый этап. Издание обязательно должно содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.

Шестой этап. Это сшивание страниц. Заключительная операция – соединение страниц вместе в готовое издание. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку, завязывалась шнуром, т. к. съемные детали могут выпасть и потеряться.

Однако не все книги мы рекомендуем к изданию. Все тактильные книги проходят серьезную экспертизу, проводимую на базе библиотеки с приглашением различных специалистов: психологов, дефектологов, а также и самих людей с нарушением зрения, так как почувствовать все, что переживает незрячий человек при «чтении» тактильной книги нам невозможно.

Экспертиза тактильных изданий предполагает два направления оценок: психолого-педагогический аспект, т. е. оценка развивающих качеств игрушек, и социокультурный аспект – тактильное издание как средство воспитания.

Психолого-педагогический аспект:

1. Развивающий потенциал тактильного издания:

Соответствие возрастным задачам развития – потенциальная возможность тактильного издания стать предметом действия или деятельности ребенка, в которых складываются главные новообразования возраста. Поэтому первой задачей экспертизы является точное определение возраста (или возрастного диапазона) для конкретного тактильного издания.

– Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота. Хорошее тактильное издание должно быть максимально открыто для преобразований.

2. Возможность самостоятельного действия ребенка:

– Привлекательность тактильного издания, соответствие интересам и смыслам самого ребенка.

– Возможность практического действия с тактильным изданием (обусловлено прежде всего его прочностью и качеством изготовления).

Социокультурные качества тактильного издания:

– Этический аспект – воспитательная функция тактильного издания.

– Эстетический аспект – художественные качества тактильного издания.

– Социальный аспект – современность тактильного издания и его связь с окружающей общественной жизнью.

– Традиционность издания – связь с культурными традициями своего народа.

Оригинальность – уникальность тактильного издания и отличие от массовых образцов.

В результате экспертной оценки тактильное издание получает определенные баллы по каждому параметру, на основе которых выносится общее заключение. Таким образом, только наиболее интересные, отвечающие требованиям книги, прошедшие через издательский совет, выходят в свет.

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 8 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
4535667
Finland Sevastopol joomla