Работа с тактильной рукодельной книгой в Курской областной специальной библиотеке для слепых и Центре реабилитации слепых
Самойлова О.В.,
заместитель директора по основной деятельности
Курской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Курск
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
В Курской области проживает около четырехсот (382) детей – инвалидов по зрению. Читателями нашей библиотеки являются 365 детей. Дети – это особая группа в сообществе инвалидов по зрению. Библиотека поставила задачу, как можно раньше выявить таких детей и научить их любить книгу, так как без нее очень трудно незрячему ребенку понять этот мир и чему-то научиться. Большую помощь в этом оказывают тактильные рукодельные книги: развивают у наших маленьких читателей фантазию, воображение, обогащают лексику, помогают увидеть красоту и разнообразие окружающего мира и не отставать в развитии от своих сверстников. Сотрудники библиотеки всегда помнят, что незрячий или слабовидящий ребенок, в первую очередь, – именно ребенок, и только затем – слепой. Незрячему ребенку интересно то же самое, что волнует его зрячих сверстников. Незрячие и слабовидящие дети хотят читать те же книги, что и их зрячие сверстники! Физические ограничения ни в коем случае не должны стать препятствием на пути к овладению общекультурными ценностями. Поэтому, Курская специальная библиотека для слепых, в целях приобщения к чтению, считает своим непосредственным долгом подбирать тематику издания тактильных книг, учитывая все вышесказанное.
Пока в нашей областной специальной библиотеке для слепых только 9 тактильных рукодельных книг: ассоциативные и развивающие. Книги разнообразны и по технике изготовления и по содержанию. При создании книг использована и объемная аппликация, и мягкая игрушка. Незрячие и слабовидящие дети с удовольствием берут тактильные рукодельные книги в руки, они очень приятны на ощупь. Ведь трудно радоваться чтению, если постоянно имеешь дело только с рельефным шрифтом или холодным куском металла, в случае прослушивания «говорящих» книг. Мы ставили своей целью при создании этих книг познакомить ребенка не только с содержанием книги, но и с различным материалом: кожей, соломкой, тканью, пластиком, бисером, природным материалом.
Наличие в книгах пуговиц, кнопок, молний, шнурков, тесемок помогает нашим маленьким читателям развивать мелкую моторику рук. Соблюдена при изготовлении тактильных рукодельных книг техника безопасности: углы страниц закругляются, чтобы ребенок не поранился; нет в книгах острых и колющихся предметов.
Первые тактильные рукодельные книги появились в нашей библиотеке в 2007 году. Директор библиотеки Чаплыгина Татьяна Георгиевна обратилась в областной центр детского технического творчества (ОЦДТТ) с предложением сотрудничества по созданию тактильных книг. Директор Центра Лившиц Евгений Исаакович вспоминал: «Когда к нам обратились из библиотеки с такой просьбой, мы сначала растерялись. Для нас космический аппарат сделать легче, чем эту книгу, мы ведь техники. Но работа захватила нас».
Авторам книги пришлось работать и во внеурочное время. Вся затея строилась только на энтузиазме. К производству книг подключились дети из кружков мягкой игрушки и моделирования. Так появились первые 2 ассоциативные книги «Репка», «Спор цветов» и 1 дидактическая «Учимся считать».
Изюминка этих книжек в том, что их можно не только «прочитать» руками, но и поиграть с их героями. В сказке «Спор цветов» ребенку нужно сначала собрать с каждой странички маки, ромашки, васильки, а затем поставить букет из собранных цветов в специальную вазочку, которую авторы книги прикрепили на последней странице книги. Газон для цветов кружковцы связали крючком. В этой книге незрячему ребенку можно поиграть с куклой, которая крепится на липучке, а затем вернуть на страницу. Все это сделано для того, чтобы развивать мелкую моторику рук, что бы ребенок мог с помощью осязания представить себе, как выглядит объект живой и неживой природы: кукла, цветы.
Герои сказки «Репка» – дед, бабка, кошка, внучка, собачка, мыш-ка – объемные и тоже крепятся на липучках. С этой книжкой можно играть, что с удовольствием и делают наши малыши. Каждая книга сопровождается текстом с укрупненным шрифтом и брайлевским.
Слепым детям, так же, как и зрячим, необходимы игры на развитие интеллекта и логики. Поэтому сотрудники ОЦДТТ подготовили для наших читателей–малышей учебник по счету «Учимся считать». Этот учебник мастера вырезали и склеили из цветной бумаги. Каждую цифру можно узнать на ощупь, передвигать и переставлять, т. е. совершать определенные арифметические действия.
В мае 2007 года в нашей библиотеке прошла презентация тактильных рукодельных книг, изготовленных ОЦДТ, на которой были приглашены директор Центра Лившиц Е.И., педагоги, принимавшие участие в изготовлении этих замечательных книг, а так же воспитатели и педагоги коррекционных групп детских садов, с которыми мы сотрудничаем: ДОУ № 17, № 67, № 78, № 123, педагоги классов охраны зрения школы № 57, специалисты организаций ВОС, Центра реабилитации слепых, представители социальных служб. На презентации был проведен обзор книг и продемонстрировано, как самостоятельно можно изготовить такие книги–пособия. А при участии незрячих и слабовидящих детей был проведен мастер-класс по работе с данными книгами.
В декабре 2009 года Курская областная библиотека для слепых заключила договор с городским центром детского творчества на изготовление тактильных рукодельных книг, так полюбившихся нашим маленьким читателям. Передавая в дар библиотеке книги: ассоциативную – «Обезьянка» и дидактическую – «Антонимы», которые были изготовлены городским центром, методист Наталья Эдуардовна Редкозубова сказала: «С их помощью ребенок получает представление об очень крупных, или, наоборот, очень мелких предметах, которые нельзя обследовать руками в реальных пропорциях. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и приучают к совместной работе глаза и руки». В книгах использованы такие материалы, как: ткань, картон, пластик, поролон. В книгах есть карманы, дверцы, отверстия. Обложки книг застегиваются на пуговицу или закрепляются липучкой. Каждая книга уникальна.
Эти книги очень полюбились нашим незрячим и слабовидящим читателям–малышам: Асютиной Алине, Саласиной Лизе, Мореву Максиму, Ештокину Даниилу, Деминым Степе и Саше и многим др. Надо было видеть, с каким восторгом дети ощупывали, рассматривали книги!.. Это дети – члены семейного клуба «Лучик», созданного в нашей библиотеке в 2007-м году. Девиз клуба: «Через тернии к свету». В состав клуба входят незрячие и слабовидящие дети и их родители, – всего 28 человек. На каждом заседании клуба, проходящего в стенах нашей библиотеки, сотрудники библиотеки обращаются к тактильной рукодельной книге: проходит совместное чтение и обсуждение текстов, часто наши дети придумывают сами сказки и разыгрывают ролевые сценки по этим книгам.
Общеизвестно, что познание мира, развитие личности ребенка проходит через игру. Ведь именно во время игры создаются ситуации, благоприятные для усвоения новых навыков, знаний, умений. И порой удивляешься, сколько фантазии у наших ребятишек: только по книгам «Спор цветов», «Репка» дети придумали более 10 вариантов сказок!
Всегда востребованы тактильные рукодельные книги и в Центре реабилитации слепых при Курской областной организации ВОС, с которым мы очень плодотворно работаем на протяжении четырех лет, с момента его открытия.
Для успешного обучения в школе, а затем в высшем учебном заведении и при устройстве на работу одним из важнейших аспектов является чтение с раннего возраста. Здесь нужна специальная подготовка детей. На занятиях с детьми психологи и реабилитологи Центра реабилитации для правильной организации информационного контакта между ребенком и родителем, ребенком и педагогом используют тактильные рукодельные книги, которые являются методическими пособиями в работе со слепыми и незрячими детьми.
«Загадки», «Антонимы», «Учимся считать», «Отгадай-ка» помогают разнообразить формы и методы реабилитационной работы с детьми. Замечательные книги мы получаем через Благотворительный фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», которые пользуются неизменным интересом среди наших читателей и в Центре реабилитации слепых. Работа с этими книгами развивает интеллектуальные и эмоциональные способности, усиливает дидактическую направленность в коррекционной работе с детьми. Спрос, как говорится, превышает предложение. И нам, специальной библиотеке, и Центру реабилитации слепых, конечно же, очень хочется, чтобы тактильных рукодельных книг было гораздо больше в фондах нашей библиотеки.
С нетерпением ждут новые тактильные рукодельные книги и в школе–интернате III-IV вида в поселке Теткино Глушковского района, с которой мы работаем уже 5 лет. Библиотека оказывает помощь в комплектовании книжного фонда школы–интерната разными видами литературы: РТШ, УШ, «говорящими», тактильными книгами, методической литературой. Стало традицией совместное проведение тематических мероприятий: Недели детской книги, утренников, детских праздников.
Частично решить проблему изготовления тактильных рукодельных книг и тактильных открыток наша библиотека планирует на базе Курского государственного университета (факультет дефектологии), с которым у нас давние творческие связи. Несмотря на то, что этот факультет не готовит тифлопедагогов, на факультативных занятиях студенты изучают методику изготовления тактильных рукодельных книг. Студенты дефектологического факультета проходят ежегодно производственную практику в нашей библиотеке. В программу их практики мы всегда стараемся включить работу с тактильной книгой для незрячих и слабовидящих детей.
1 сентября 2010 года в Курске открылся «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения для детей с ограниченным возможностями здоровья «Ступени», с которым мы будем координировать свою деятельность. Наша библиотека будет обеспечивать методическими и информационными библиографическими изданиями по различным проблемам инвалидов и инвалидности, тифлологии, реабилитации, а «Центр» – примет участие в изготовлении мягких игрушек, которые будут использованы для создания тактильных рукодельных книг и мини–кукольного театра, тактильных рукодельных открыток.
Привлекая внимание к проблемам детей–инвалидов по зрению, Курская библиотека слепых стремится работать в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными организациями. Мы надеемся, что совместно с общественными, социальными организациями, сообща мы сможем создать надлежащие условия для адаптации и интеграции таких детей, приобщить их к чтению. Тактильная рукодельная книга в этом является неоценимым нашим помощником.