Современные подходы и организация логопедической коррекционно-педагогической и библиотечной работы с детьми с нарушением зрения
8 декабря 2015 года Тульская областная специальная библиотека для слепых совместно со специалистами Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого организовала и провела практико-ориетированный семинар «Современные подходы и организация логопедической коррекционно-педагогической и библиотечной работы с детьми с нарушением зрения» на базе ГОУ ТО «Суворовская начальная школа».
В семинаре приняли участие сотрудники дошкольных образовательных учреждений Тульской области: педагоги, психологи, дефектологи и др., проводящие работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Выбор базы проведения практико-ориентированного семинара в Суворовской начальной школе не случаен. Девиз школы:
Душа ребенка пламенный сосуд:
Прозрачны стенки, совершенны формы,
Но от того, чем мы его наполним,
Зависит будущего человека суть!
Одними из главных задач учреждения являются создание условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, условий для коррекции нарушений их развития и социальной адаптации. Эти задачи реализуются благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
В настоящее время в Суворовской начальной школе 193 воспитанника, в том числе 79 обучаются в начальных классах и 114 детей распределены в семь дошкольных групп; функционируют 10 кружков для детей дошкольного возраста и 5 кружков для младших школьников.
В штате учреждения педагог-психолог, врач-офтальмолог, медицинские сестры-ортопедистки, учителя-дефектологи и логопед, инструктор по лечебной физкультуре.
Участникам семинара, которым руководили директор Тульской областной специальной библиотеки для слепых А.М. Чуканова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого Т.В. Слюсарская и директор Суворовской начальной школы С.Д. Осипова, был подробно показан опыт работы начальной школы Суворова, возможности для всестороннего развития детей, их обучения и досуга, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подарком для участников практико-ориентированного семинара стала песня «Отворите окна» (музыка и слова О. Юдахиной) в исполнении вокально-хорового коллектива «Родники» Суворовской начальной школы (руководитель А.В. Мельникова).
Удивлялись участники семинара великолепному техническому оснащению школы, в которой в помощь образовательно-воспитательному и реабилитационному процессу работает интерактивный стол и собственная студия для создания мультфильмов.
В своем приветственном слове к участникам семинара А.М. Чуканова отметила работу Суворовской начальной школы, как одной из лучших в Тульской области по внедрению инклюзивного образования, современных передовых методик работы с детьми с ОВЗ по их обучению, реабилитации и социальной адаптации.
На семинаре были заслушаны следующие доклады и выступления:
♦ «Особенности речевого развития детей с нарушением зрения» – Слюсарская Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ТГПУ имени Л.Н. Толстого;
♦ «Активизация зрительных функций в процессе постановки и автоматизации звуков у детей с нарушениями зрения» – Сташкова И.В., учитель-логопед Суворовской н/ш.
♦ «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога, как средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» – Переведенцева В.Е., учитель-дефектолог Суворовской н/ш.
♦ «Технология дифференцированного подхода в работе тифлопедагога с младшими школьниками, имеющими зрительную патологию (ОВЗ)» – Романова И.А., учитель-дефектолог Суворовской н/ш.
♦ «Взаимосвязь коррекционной и воспитательной работы в процессе создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста» – Казакова А.Л., воспитатель Суворовской н/ш.
♦ «Взаимосвязь коррекционной работы учителей-дефектологов в группах компенсирующей направленности для детей с амблиопией и косоглазием в условиях реализации ФГОС ДО» – Ярош О.Н., учитель-дефектолог, и Ичевская Н.В., учитель-логопед детского сада № 125 г. Тулы.
♦ «Биоэнергопластика и кинезиология как методы воздействия на речевые зоны коры головного мозга в работе с детьми с ОВЗ» – Калинина Е.И., учитель-логопед детского сада № 3 г. Тулы.
♦ «Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению» – Шурыгина С.М., логопед детского сада № 2 г. Тулы.
♦ «Взаимодействие специалистов: тифлопедагогическое сопровождение логопедических занятий» – Анисимова Ю.В., старший воспитатель детского сада № 2 г. Тулы.
♦ «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в коррекционной работе по преодолению оптической дисграфии у младших школьников с нарушением зрения» – Харисова Н.В., учитель-логопед, и Ульянова О.Г., учитель-дефектолог начальной школы г. Ефремова Тульской области.
♦ «Использование кинезеологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ» – Задонская Е.А., педагог-психолог начальной школы г. Ефремова Тульской области.
По окончании семинара был организован дискуссионный час, на котором обсудили заслушанные выступления, наметили проекты сотрудничества и партнерства на 2016 год, составили график проведения практико-ориентированного семинара «Тактильная книга: Изучаем. Обобщаем. Создаем».
Участники семинара были очень довольны полученными знаниями, обменом опытом и практикой применения различных методик по инклюзивному образованию и коррекционной работе образовательных учреждений, убедились, что такая работа носит целенаправленный, комплексный характер, в котором тесно сотрудничают специалисты различных областей – педагогики, психологии, дефектологии, медицины.
Опыт проведения подобных практико-ориентированных семинаров будет обобщен, по итогам данного семинара будет издан сборник материалов.