У кошки четыре ноги (ч.1)
Пушистые книжки с картинками для слепых
Девочка провела ручкой по странице, отбросила книжку и расплакалась: «Злая книжка, нехорошая, она холодная, и ручкам от нее плохо». – «А солнышко ты знаешь? Оно было в книжке?» – спросила я. «Нет! Солнышко круглое, теплое». – «Вот такое?» Я положила маленькую ручку на страницу другой книжки. Слезы высохли, девочка заулыбалась: «Да, да! Солнышко! Я узнала!»
Все началось с непонятного
Для меня история эта началась с собственного незнания. Одна знакомая библиотекарша рассказала, что в Санкт-Петербурге она своими глазами видела книжки для тотально слепых маленьких детей, которые по этим книжкам учатся различать цвета. Инициатива создания уникальных изданий принадлежит Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых, где уже сделано более двадцати таких книг. Финансирует программу «Институт Открытое Общество. Фонд Сороса».
И вот по поручению редакции я отправилась в Северную столицу, чтобы увидеть чудесные книжки, побеседовать с их создателями и рассказать об этом достижении ученых и издателей нашим читателям, среди которых есть и педагоги школ для слепых детей.
Однако рассказ моей знакомой оказался не очень, вернее, очень неточным. Реальность была иной. Да, книжки для маленьких тотально незрячих детей в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых действительно были сделаны. Выполнены они особым способом, о котором речь пойдет дальше. Но учат они малышей не различать цвет, а познавать окружающий мир, ощупывая и запоминая по контуру очертания и форму предметов, которые их окружают.
Кроме того, выяснилось, что проблема обеспечения слепых малышей книжками отнюдь не нова. Ее давно и довольно успешно решают в Финляндии и Швеции. Сотрудники Санкт-Петербургской библиотеки для слепых не раз посещали эти семинары, многому научились у своих коллег. Над проблемой работают и российские тифлологи – ученые, педагоги, библиотекари. (Тифлопедагогика – раздел науки, занимающийся проблемами воспитания и обучения детей с недостатками зрения).
Я узнала также, что книжки для маленьких слепых детей, которые называются тактильными, делают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Ставрополе, Самаре…
Но одновременно выяснилось, что книжки эти бывают очень разные, и тотально слепые дети относятся к ним тоже по-разному.
Словом, короткая и неточная информация вскрыла для редакции очень важную, отнюдь не решенную проблему, которую мы намерены подробно обсудить на страницах нашей газеты.
Тема эта, безусловно, наша. Во-первых, потому, что библиотеки есть и в школах для слепых. Тактильные книжки совершенно необходимы этим библиотекам для занятий в младших и средних классах. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать богаче и конкретнее.
Во-вторых, педагоги и учащиеся общеобразовательных школ вполне могли бы принять самое активное и действенное участие в обеспечении тактильными книгами школ и детских садов для слепых. Но все по порядку.
Начать следует с того, что в Санкт-Петербурге существует единственный в России городской Абилитационный центр для детей-инвалидов по зрению.
Все мы хорошо знаем термин реабилитация, который применительно к медицине значит восстановление в организме функций, навыков, утраченных в результате болезни или травмы. А абилитация – это процесс становления правильных представлений о внешнем мире для дальнейшей максимальной адаптации в нем.
Дети попадают в Центр с первого года жизни. Работники роддомов сообщают им о каждом ребенке, родившемся со значительными дефектами зрения. Так что педагоги-дефектологи, психологи, врачи занимаются с больными детьми с младенчества. Они индивидуально учат каждого тотально слепого или слабовидящего ребенка с первого года жизни адаптироваться в мире, который он не видит почти или совсем. Учат достаточно успешно, как говорили мне мамы и папы, которые водят своих детей в Центр.
Безусловно, и сам Центр, и его деятельность заслуживают особой подробной публикации. Врачи, педагоги, психологи ведут здесь сугубо индивидуальную работу с каждым маленьким ребенком.
Зачем такая книжка?
Прежде чем говорить о том, какие они, эти самые тактильные книжки, нужно хотя бы вкратце, в общих чертах рассказать о значении тактильно иллюстрированной книги в развитии детей с нарушением зрения. Может быть, они не так уж и нужны, не так уж и важны, если с первого года жизни воспитатели и родители могут пользоваться специальными аудиоизданиями для слепых?
Начать следует с известных всем дефектологам и тифлологам слов великого российского физиолога Ивана Михайловича Сеченова, который говорил, что рука для слепого все равно что глаз для зрячего.
Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие незрячих все же имеет ряд особенностей. Главная цель системы их воспитания –
с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.
Очень важный этап развития компенсаторных возможностей – восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического (в сочетании со звуковым рядом) восприятия ребенком предметов окружающего мира. В книге передается форма, структура, контур, фактура поверхности данного предмета.
Ученые давно выяснили, что именно такое восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти. Иными словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека.
При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.
Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарь ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке. Родители могут даже обсудить с ним прочитанное.
Так какими же они должны быть, эти тактильные книжки, чтобы очень постепенно и осторожно ввести ребенка с дефектами зрения в наш непростой мир? Из чего они должны быть сделаны? Какую информацию должны нести детям разных возрастов?
Здесь существует три ступени сложности. Книжки первой ступени (для самых маленьких) должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.
В тактильных книжках второй ступени уже может быть использован простейший сюжет, например любимая и знакомая на слух сказка. Здесь рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания. Но для этого у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом.
Третья ступень – это книги для старших дошкольников и младших школьников. На странице уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.
Такова теория. И в Абилитационном центре я видела обучающие книги первой и второй ступени.
А мы вернемся к мягким тактильным книжкам – новинкам.
Книжка добрая и злая
Впервые я увидела новые тактильные книжки для слепых детей в самой Санкт-Петербургской библиотеке. Их было около двадцати. Мягкие, уютные, они вызывали симпатию. Книжку хотелось потрогать, погладить.
В Абилитационном центре мне показали и такие же славные книжки, и совсем другие, выпущенные в Москве в рамках грандиозной благотворительной программы обеспечения книгами слепых детей. Книжки эти были не просто разные. Они отличались и концептуально, и принципиально. По моей просьбе обе книги побывали в ручках четырехлетней слепой девочки.
Первой попала в руки тотально слепого ребенка книга «благотворительная». Она очень яркая, многокрасочная. Выполнена типографским способом на толстом глянцевом картоне. Очертания предметов, которые четырехлетний ребенок мог бы и знать, – лошадки, солнышка (круг) в этом издании были заметно стилизованы и выделены вдавленным контуром. Предметов на каждой странице было несколько.
Девочка провела ручкой по странице, тут же отбросила книжку и расплакалась: «Злая книжка, нехорошая». Чувствуя себя преступницей, я все же постаралась выяснить, почему книжка «нехорошая». И сквозь всхлипы услышала, что «она холодная», непонятная и «ручкам от нее плохо».
– А солнышко ты знаешь? Оно было в книжке? – спросила я.
– Нет! Солнышко круглое, как шарик, теплое. Там его не было. Там холодно!
– Вот такое солнышко?
Я положила маленькую ручку на страницу книжки, сделанной в библиотеке, где тоже было солнце. Слезы высохли, девочка заулыбалась:
– Да, да! Солнышко! Я узнала!
– А эта книжка, она какая?
– Хорошая! Еще хочу. Дай!
Да, «хорошая» книжка очень отличалась от «плохой». Она сделана из материи. Каждая страница толстая, мягкая. Предметов на странице – один-два. Они вырезаны из других видов материи и так наклеены на страницу, что получился рельеф. Никакой стилизации. Домик имеет двухскатную крышу, дверь и несколько окон. Солнце круглое, с лучами. Очертания и пропорции контуров фигур собаки и кошки точно соответствуют натуре.
В другой книжке на страницу нашиты мягкие карманы, из которых слепой ребенок может вынуть шарик, куклу и т.д. Такая книжка – и игра, и элемент познания мира. Ведь тотально незрячий ребенок воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячий. В этом познании мира тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Поэтому у ребенка тактильные ощущения должны вызывать только положительные эмоции. Иначе он откажется от «плохого» предмета и не узнает его.
Это в первую очередь и учитывали работники Санкт-Петербургской библиотеки для слепых, начиная в прошлом году осуществление программы «Создание российской книжки-игрушки для маленьких слепых детей».
Инга Кириллова
Материалы сайта «Библиотека в школе» http://lib.1september.ru
Продолжение статьи «У кошки четыре ноги»