На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

barto2.jpg.jpg


Печать

Тактильная книга как дидактический материал и инструмент развития осязания слепых и слабовидящих детей

Рейтинг:   / 15
ПлохоОтлично 


Куклы как дидактический материалПеред обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн. человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении детей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства.  Реализуются международные и Российские программы по предотвращению нарушения прав личности, созданию условий нормального развития, образования и жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии; существует сеть традиционных и создаются новые экспериментальные типы учреждений для лечения, обучения, исследования и консультирования детей с отклонениями в развитии, открываются спецклассы в общеобразовательных школах, расширяется практика совместного обучения детей с проблемами здоровья и развития и здоровых детей.

Состояние зрения определяет в значительной степени формирование образа внешнего мира, в соответствии с которым строится психологическая система ребенка с нарушением зрения, ее особенности, способность отразить воспринимаемый мир во всей его сложности взаимоотношений объектов и социальную жизнь людей.

У детей с ограниченными возможностями проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, дети с нарушением зрения дают заметное продвижение. В этой связи особую актуальность приобретает разработка системы специальных занятий, обеспечивающих исправление, ослабление, сглаживание недостатков детей.

Цель данных занятий в компенсации нарушений сенсорно-специфического и познавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, стимуляции зрительной и познавательной активности.

Как отмечает Дегтярева Н.Н., методист отдела обслуживания инвалидов по зрению ТОУНБ им. Пушкина А.С.: « кружковое занятие можно проводить динамично» [2,с.3-15]. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала. При проведении со слабовидящими детьми занятий в кружке необходимо иметь в виду, что только эмоционально выстроенные сюжеты кружковых занятий могут создать у детей позитивную мотивацию, желание и стремление посещать занятия кружка.

Для работы со слабовидящими и слепыми детьми предлагаются те же виды кружковой работы, что и со зрячими детьми, но с учетом их психологических и физических особенностей.

Слабовидящие дети в процессе занятий испытывают трудности, которые необходимо учитывать:

- затрудняется процесс наблюдения (выделение существенных признаков, определение формы, строения и взаимоотношения отдельных частей изучаемого объекта).

- в исследовании какого-либо предмета затруднена передача детьми пропорций.

- не развит глазомер, поэтому следует мобилизовать возможности ребенка, раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере.

Поэтому важную роль в организации кружковых занятий с детьми с нарушением зрения играет дидактический материал. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации — зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Таким образом, можно отметить, что дидактический материал играет важную роль в организации кружковых занятий с детьми с нарушением зрения. Одним из видов современных дидактических материалов, и в то же время одним из инструментов развития осязания  является тактильная книга.

Она предназначена для наглядно-практического (в сочетании со звуковым рядом) восприятия ребенком предметов окружающего мира. В книге передается форма, структура, контур, фактура поверхности данного предмета.

Ученые давно выяснили, что именно такое восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти. Иными словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека.

При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.

Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарь ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке. Родители могут даже обсудить с ним прочитанное в книге.

Такая книжка – и игра, и элемент познания мира. Ведь тотально незрячий ребенок воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячий. В этом познании мира тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Поэтому у ребенка тактильные ощущения должны вызывать только положительные эмоции. Иначе он откажется от «плохого» предмета и не узнает его.

Проблема обеспечения слепых малышей книжками отнюдь не нова. Ее давно и довольно успешно решают в Финляндии и Швеции. Над проблемой работают и российские тифлологи – ученые, педагоги, библиотекари. Книжки для маленьких слепых детей делают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Ставрополе, Самаре. Есть такой опыт по изготовлению тактильных книг и у нас в Хакасии. В 2010 году была предпринята разработка такой тактильной книги педагогами института искусств Хакасского государственного университета кафедры декоративно-прикладного искусства Мазай Л.Ю. и Киштеевой О.В. Проект закончился успешно и книга в настоящее время хранится в библиотеке для слепых города Абакана.

Тактильные книжки совершенно необходимы библиотекам в школах для слепых для занятий в младших и средних классах. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать богаче и конкретнее.

По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей. В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг. Каждая из них имеет свой подход, свои наработки [8]. Многие издают эти книги большими тиражами, выполняя графические изображения объектов на пластике в виде барельефа и окрашивая их в соответствующие реальному изображению цвета. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста.

Тактильные книги делятся на два вида:

  • дидактические:  в помощь обучению,  предметные,  тематические, игровые;
  • ассоциативные: книги-сказки и сюжетные.

Однако эти книги несут в себе один существенный недостаток: пластик - материал не живой, он не подходит для работы с самыми маленькими читателями. Поэтому некоторые страны, такие как Финляндия и Швеция разработали новый стандарт тактильной книги - для маленьких слепых детей.

Что собой представляет такая книга? Это - разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книжкой, или же текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, которые помогут ребенку лучше увидеть изображаемый образ (шум дождя, звук работающего мотора машины, и т.п.).

Читая ее, слепой ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Главная функция этой книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать ос таток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.

И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики.

Основная задача тактильной книги дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.

Требования, предъявляемые к тактильным книгам:

-избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот;

-прочность книги;

- не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу;

- книга не должна быть тяжелой;

- страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь;

- должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;

- цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим;

- цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза;

- изображение максимально приближено к настоящим предметам;

-методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д.

Книжки первой ступени (для самых маленьких) должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.

В тактильных книжках второй ступени уже может быть использован простейший сюжет, например любимая и знакомая на слух сказка. Здесь рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания. Но для этого у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом.

Третья ступень – это книги для старших дошкольников и младших школьников. На странице уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.

Слепой ребенок мира не знает, не понимает, предметных представлений зрячего сверстника не имеет. И поэтому не знает, как ему реагировать на тот или иной звук, что он обозначает и что он ему несет. А когда ему дают в руки незнакомый предмет, без учета особенностей его восприятия, он его пугается, отторгает, отбрасывает. Он боится этих контактов. Поэтому ребенка со значительными дефектами зрения надо учить тем контактам, которые давали бы ему возможность получать в первую очередь тактильное удовольствие от них. А чтобы дать удовольствие, нужно знать особенности осязательного восприятия.

Известно, что рука и глаз контактируют с предметом по-разному. Осязательную реакцию у ребенка надо формировать, воспитывать. Неверное формирование образов ведет к неконтактности с миром. При неверных действиях родителей и педагогов у слепого ребенка эти «неконтакты» наслаиваются один на другой. Ребенок не понимает, что происходит вокруг него, какие объекты его окружают. Поэтому книга для незрячего ребенка должна быть совсем иной, чем для зрячего, в том числе и для слабовидящего. Ведь у нее совершенно иная функция. Она должна очень постепенно ввести ребенка в мир. Она должна быть объемной, по структуре очень комфортной для осязания. Поэтому глянцевая бумага для маленького ребенка часто холодна, неприятна. Большие, пустые для него глянцевые поверхности могут вызывать отторжение. А объемные книги из натуральных материалов, которые он знает по своей одежде, игрушкам, ближе и понятнее ребенку. Книжка, сделанная из мягкой ткани, не вызывает отторжения. Ткань ребенок в самом раннем возрасте узнает по своему платьицу, рубашке. Поэтому и контакт с мягкой книжкой из знакомого материала для малыша привычен, не страшен.  

Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, делает книжку для слепого ребенка тактильно более комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия. И еще одно наблюдение практиков, которое следовало бы учесть. Приятнее всего для детских пальчиков материалы, которые тифлологи называют «мягкой наждачкой». Из тканей это вельвет, бархат, плюш. Дети очень любят байку и фланель, потому что она им знакома по их одежде. Но здесь есть и опасность. Ребенок может и не принять, например, фланелевую кошку, потому что «кошка не может быть платьицем».

Хорошо воспринимают дети мех, но только с коротким ворсом. Длинный ворс отвлекает внимание и мешает восприятию контуров предмета.

Из бумаг лучше всего воспринимаются бумаги с шершавой, бархатистой поверхностью, те, что используются в детском творчестве.

Любят многие дети и предметы из дерева, но оно должно быть самым тщательным образом отполировано или покрыто экологически чистым лаком, чтобы ребенок не занозил пальцы.

Еще один аспект, который необходимо учесть. Конечно, в книжке нельзя изобразить в полную величину дом или собаку. Но если в одной книжке будет домик побольше, а в другой – такой же, но поменьше, то постепенно у ребенка можно сформировать понятие о пропорциях предметов.

При проектировании и изготовлении тактильной книги для кружковой работы необходимо учитывать все рассмотренные требования.

В изготовлении тактильной книги выделяют несколько этапов[8].

Первый этап заключается в представлении или придумывании тактильной книги. Сначала выбирается сказка и те ее герои, чьи образы надо воплотить на бумаге.

Работая, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Отсюда вытекает выбор формата и вида книги (традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка - раскладушка, книжка - коврик, и другие варианты).

Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Какие материалы могут лучше передать характер сказочного волка и зайца, морозность зимы и уютность жилища. Учесть надо очень много. Например, волк в сказке «Колобок» должен ощущаться злым, щетинистым. Колючесть этого персонажа передаст материал: морда, лапы и хвост будут из меха, а вот туловище сделали из жесткого войлока, чтобы пальчики покалывало. В аналогичных английских книгах волка вообще из наждачной бумаги делают.

Задача художника в данном случае создать не столько естественный образ животного, сколько эмоциональный. Зверюшки должны предстать не в биологическом своем обличье, а в сказочном виде. Никакой стилизации - домик имеет двухскатную крышу, дверь и несколько окон. Солнце круглое, с лучами. Очертания и пропорции контуров фигур собаки и кошки точно соответствуют натуре.

Так как будущая книга должна стать обучающей, нужно представить, каким образом это воплотить. В данном случае ребенок будет брать предметы, находящиеся на странице, отрывая их на липучке.

В разрабатываемой нами книге главные персонажи - это обереговые куклы: «вепсская кукла», «неразлучники», «мать и дитя» («столбушка» и «пеленашка»), «десятиручка», «кубышка-травница», «крупеничка» [4;5].

История начинается с «вепсской куклы», которая изготавливалась девушкой на выданье, чтобы показать свою готовность к свадьбе. Далее следует обрядовая свадебная кукла «неразлучники», как соединение женского и мужского начала для защиты жениха и невесты от недобрых взглядов. Следующие куклы – это «мать и дитя» как пожелание женщине продолжения рода. «Десятиручка» предназначалась в помощь женщине по хозяйству, чтобы она все успевала. «Кубышку-травницу» наполняли душистыми травами и она оберегала дом от болезней. У «крупенички» просили благополучия и добра, она следила за достатком в доме.

Выбор материалов для проектируемого изделия. При проектировании тактильной книги для детей особое внимание нужно уделить тканям и материалам. Они должны быть натуральными и экологически чистыми, по фактуре максимально приближенными к реальным, цветовая гамма должна быть естественной и в тоже время контрастной. Материалы используются любые: ткань, дерево, картон, пластик, поролон, и т.д. Также можно использовать мочало и солому.

Для данной книги использовались натуральные хлопчатобумажные и шерстяные ткани, обрезки которых остаются в кабинете технологии после изготовления различных швейных изделий, картон. В качестве основы можно использовать плотную хлопчатобумажную ткань «тик», либо «двунитку».

Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых есть «ощущение света», а также контрастной (для слабовидящих детей).

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений. Отметим, что создание необычных книг не требует специального дорогостоящего оборудования.

Для изготовления тактильной книги для слабовидящих детей необходимо следующее оборудование: линейка, карандаш, ножницы для бумаги для копирования выкроек, утюг и утюжильная доска; ножницы, портновский мел, булавки для раскроя; универсальная швейная машина для настрачивания деталей на основу и соединения страниц книги.

Второй этап работы - нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.

Третий этап - прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек, чтобы они не потерялись. Очень важны для ребенка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь, когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия, и т.д., молнии пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит, и т.п.

В нашей тактильной книге все куколки будут крепиться к страницам при помощи тесьмы «липучка». Это позволит куклам не потеряться во время использования книги и создаст дополнительные возможности для создания игровых моментов на кружковых занятиях со слабовидящими детьми.

После этого каждая страница сшивается в виде "мешка". Желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не поцарапался. В каждый "мешок" вкладывается основа, например, лист плотного картона с закругленными уголками, он может быть обклеен мягким материалом, либо это может быть лист плотного поролона. Его назначение - держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.

В изготовленную книгу дополнительно могут быть вклеены детские стихи соответствующие картинкам, их могут читать родители и педагоги.

В создании тактильных книг могут принять самое активное участие школьники и их учителя. Книжки эти они могут делать на уроках труда. Нужно только им объяснить, что и как делать, изготовить трафареты, по которым можно и нужно работать. А это для учителей-трудовиков не так уж и сложно. В Финляндии, например, к изготовлению таких пособий привлекают волонтеров – студентов педагогических и художественных колледжей. Но для всего этого в каждом городе при отделе народного образования необходим штаб заинтересованных добровольцев Сделать мир слепых детей богаче, добрее и интереснее по силе любому неравнодушному человеку. Практику создания тактильных книг необходимо всемерно развивать и поддерживать.

Список литературы:

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  2. Дегтярева Н.Н. Коррекционно-развивающие занятия со слабовидящими детьми 6-7 лет: методическое пособие. – Томск: ОООИЗ ОГУК ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2010. – 69 с.; 29.
  3. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
  4. Зимина З. Текстильная обрядовая кукла. – Минск, 2006. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0165.shtml.
  5. Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – М., 2001.
  6. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
  7. Реброва. Е. «Особенным детям - особенные книги // Пушистые книги для слепых: журнал «1 сентября». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003. - №6,7. (Электронный ресурс).URL: http://lib.1september.ru/2003/07/6.htm (дата обращения: 15.10.2011).
  8. Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: метод. пособие / ТОСБС; сост. Е.К. Брунис, Ю.В. Федоренко ; ред. А.И. Кардашина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тула, 2010. – 101с. : ил.

Толстикова Ирина Аркадьевна

студентка 5 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан

Материалы сайта sibac.info


Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 9 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
4525825
Finland Sevastopol joomla