Опыт создания и использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Тульском регионе
Чуканова А.М.,
директор Тульской областной специальной библиотеки для слепых
Тульская область – одна из самых неблагоприятных регионов по зрению. Ежемесячно более 3000 туляков становятся пациентами офтальмологов, и эта цифра растет. Во многом это объясняется плохой экологией, всеобщей компьютеризацией и малоподвижным образом жизни. А введение компьютеров в школах, по словам врачей, приводит к тому, что к 10 классу почти у 100% учащихся – проблемы со зрением.
В настоящее время в Тульском регионе 1500 детей имеют различные нарушения зрения, из них 300 человек с глубоким нарушение зрения.
К сожалению, мы не можем изменить эту печальную статистику, но в наших силах помочь этим детям адаптироваться к окружающему миру.
Тульская областная специальная библиотека для слепых занимается выпуском тактильных рукодельных книг с 1996 года.
В 2005 году библиотекой было подготовлено и выпущено пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: теория и практика».
За период с 2005 по 2010 годы было изготовлено большое количество тактильных рукодельных книг и накоплен значительный опыт по их изданию и использованию.
Эти книги можно использовать как часть тифлопедагогических занятий. Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, ребенок обучается целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учится анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Тактильные рукодельные книги способствуют знакомству с миром общения и человеческих отношений, усвоению правил поведения, развитию памяти, мышления, речи, внимания.
Создание проблемных ситуаций на страницах данных книг дает возможность ребенку самостоятельно искать решения и делать выводы. Занятия по книгам помогают коррегировать нарушения познавательной и коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.
На основе опыта нашей библиотеки по изготовлению и применению тактильных книг и дидактических пособий в работе тифлопедагогов в 2010 году было выпущено дополненное и переработанное издание. Оно систематизирует и обобщает Российский и зарубежный опыт по изготовлению и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий.
Пособие предназначено для библиотечных работников, занимающихся изготовлением тактильных книг, педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями жизнедеятельности, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, а также может быть полезно родителям.
Пособие рассматривает особенности психофизиологического восприятия незрячими детьми тактильного изображения. Дается понятие тактильного издания и его функции.
Основными функциями являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная и гедонистическая.
В пособие представлено деление тактильных рукодельных изданий по их содержанию: ассоциативные и дидактические; и наиболее часто встречающиеся виды тактильных рукодельных изданий: книжный, книжка-игрушка, комбинированное, комплектное/комплексное, дидактическое.
Учитывая возрастные особенности детей с нарушением зрения и время наступления дефекта, тактильные издания можно условно разделить на три уровня:
- Для самых маленьких – должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка – одеванием, умыванием, едой. Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день.
- Для среднего дошкольного возраста – должен быть использован простейший сюжет (любимая и знакомая на слух сказка, иллюстративный материал), рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знания, однако у ребенка уже должен быть накоплен запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объектом.
- Для старших дошкольников и младших школьников. На иллюстрациях уже может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем.
|
В нашей библиотеке в настоящее время насчитывается более 150 названий тактильных рукодельных книг: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые); ассоциативные (книги-сказки, сюжетные). Иллюстрации в них выполнены с использованием самых разных материалов и техник изготовления.
Если задаться вопросом, какой из видов иллюстраций для тактильных рукодельных книг является предпочтительным, то ответ будет следующим: «Все! Каждый вид имеет право на существование. Причем каждому из них должно быть отведено свое место».
В Тульском регионе на сегодняшний день нет ни одного коррекционного МДОУ где ни разу не использовали в работе тактильные книги. Их достоинства оценили все.
Эти книги объемны, комфортны для осязания, способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительных функций. Тактильные рукодельные книжки-игрушки используются как часть тифлопедагогических занятий.
Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, тифлопедагог обучает целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учит анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
На протяжении последних лет в процесс издания тактильных книг активно включились студенты кафедры психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Изготовление тактильных книг внесено в программу практических занятий.
Давние партнерские отношения связывают библиотеку с Домом народного творчества для детей-инвалидов Пролетарского района г. Тулы. Как и многие, библиотека начала свое сотрудничество с этим образовательным учреждением с совместных массовых мероприятий, в дальнейшем, когда партнерские отношения укрепились, было подготовлено и выпущено совместное тактильное рукодельное издание «Девичий костюм 19 века» (сарафанный комплекс). Книга на наш взгляд получилась удачной и очень востребованной, в дальнейшем планируется совместно выпустить серию тактильных рукодельных книг, которые будут знакомить с культурой и бытом русского народа.
Детство и сказка – понятия неразделимые. Вот только у кого-то, к сожалению, сказка менее привлекательна, интересна и поучительна, а у кого-то более. Мы стремимся восполнить пробел в издании книг для детей с нарушением зрения, чтобы в их детстве сказка не теряла своих прекрасных качеств.
Мы убеждены, что малышам с нарушениями зрения необходимо представить лучшие из всех возможных игровых и развивающих книжек, способных привить ему любовь к чтению и стремление к познанию.