Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения (2-е изд.)
♦Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения [Текст] : метод. пособие / ТОСБС ; сост. Е.К. Брунис, Ю.В. Федоренко ; ред. А.И. Кардашина ; компьютерная верстка и печать Е.К. Брунис, Н.П. Мызенкова ; отв. за вып. А.М. Чуканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тула, 2010. – 101с. : ил.
Предисловие
Каждый день развития здорового ребенка рождает яркий поток впечатлений и открытий. Мир как бы сам идет навстречу. Глаза жадно и увлеченно знакомятся со зримой таинственной глубиной окружающей жизни. Но рядом с ними живут дети, лишенные этой естественной возможности. Уникальным путем их развития становится познание окружающего мира через сохранные органы чувств. Только слух и осязание даны маленькому незрячему человеку для познания такого многообразного мира.
Для незрячих дошкольников библиотеки для слепых выпускают специальные издания – тактильные рукодельные книги. Картинки в этих книгах не нарисованы, а выполнены в виде аппликации из материалов разной фактуры – меха, кожи, ткани, перышек и других природных материалов. С их помощью незрячий ребенок получает представление о форме и фактуре предмета.
Изготовление такой книги процесс длительный и трудоемкий, следует учитывать как особенности восприятия тактильных изображений незрячими детьми, так и возможности переведения определенных предметов и явлений в такое изображение.
Тульская областная специальная библиотека для слепых занимается изготовлением тактильных рукодельных книг с 1996 года. В 2005 году библиотекой было подготовлено и выпущено пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: теория и практика». Тула, 2005. 49 с.
Настоящее пособие создано на основе опыта по изготовлению и применению тактильных книг в библиотеке и работе тифлопедагогов. Оно знакомит с историей создания книг для незрячих и этапами их изготовления, рассматривает особенности психофизиологического восприятия незрячими детьми тактильного изображения, раскрывает весь объем требований к тактильной книге. В приложениях даются некоторые виды готовых тактильных изданий с рекомендациями по их использованию.
В пособии даны разделы: «История создания печатной продукции для лиц с нарушением зрения и их библиотечного обслуживания», «Тактильные издания: понятие, психофизиологические основы, функции», «Роль тактильных изданий в коррекционно-развивающей работе», «Требования и методика изготовления тактильных изданий», «Санитарно-гигиенические требования», «Список используемой литературы», «Приложения».
Пособие предназначено для библиотечных работников, занимающихся изготовлением тактильных книг, педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями жизнедеятельности, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, педагогических колледжей, а также может быть полезно родителям.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи