Описание Российского стандарта тактильных книг для маленьких слепых детей
1. Различают два вида тактильных книг:
- ассоциативная книга - сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;
- дидактическая книга (развивающая). Должна изготовляться тифлоспециалистами. Предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.
2. Основные требования к тактильной книге:
- Безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
- Прочность книги.
3. Необходимо обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении тактильных книг:
- Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
- Книга не должна быть тяжелой.
- По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.
- Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
- Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
- Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
- Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
- Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
- У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
- Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
- Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
- Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
- Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
- Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
- Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
- Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
- Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
- Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
- На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания.
Добавить комментарий