На сайт ТОСБС

Переход на сайт ТОСБС
Зайти на официальный сайт Тульской областной специальной библиотеки для слепых

TOSBS.RU

Странички книг

domp2.jpg


Печать

Роль тактильных рукодельных изданий в коррекционно-развивающей работе

Рейтинг:   / 16
ПлохоОтлично 

 

В берлогеГрибыВ практике работы с детьми с нарушением зрения приходится сталкиваться с неточным, неполным, искаженным восприятием окружающей действительности; часто словесная предпосылка, направляющая внимание ребенка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, так как за словом нет не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа.

Часто воспитанники даже в момент прямого обучения, направив взор в указанное место, воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное пятно. Происходит это не потому, что они не могут (из-за нарушения зрения) увидеть, разглядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот момент как бы «спит», у ребенка нет ни стремления ни желания разглядеть, всмотреться. Из-за этого очень часто предмет воспринимается силуэтно, без детализации, недифференцированно, что ведет к ошибкам при узнавании.

Формированию приемов, способов познавательной деятельности воспитанников со зрительной патологией очень мешает их недоверие к зрительной информации: дети легко отказываются от своих утверждений, стараются отгадать, опираясь на интонацию взрослого.

Нарушение зрения порождает и определенное, чисто специфическое, нарушение эмоционально-волевой сферы: из-за низкой остроты зрения малыш плохо видит, плохо различает детали, поэтому акт рассматривания, зрительного обследования для него труден. Попытки заставить, уговорить, настоять чаще приводят не к успеху, а к обратному – к нежеланию смотреть. Вследствие этого зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искаженным и неточным, нарушается связь «образ-слово». Кроме того, снижается любознательность (качество, крайне необходимое для овладения элементарными знаниями и умениями), поскольку приблизительное представление об обычной иллюстрации не вызывает интереса к предмету, явлению или действию.

Немаловажен и тот факт, что развитие зрительного восприятия и двигательной сферы тесно взаимосвязаны. Для детей с нарушением зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования, ослабленность осязательного восприятия, недостаточное представление о видах использованного материала.

Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук, а также совершенствования зрительного анализатора, чему во многом способствуют тактильные издания.

При общении с тактильным рукодельным изданием ребенок с нарушением зрения узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни, и познает новые. Читая книгу, можно вжиться в приключенческую сказку, слетать в космос, познакомиться с домашними животными или с инструментами зубного врача. Когда дети ощупывают мелкие предметы и поверхности из разных материалов, в их сознании формируются образы реальных объектов. Ткань, дерево, камни, поделочная масса, мех, семена и специи находчиво применяются для изображения разных объектов, способствующих образованию адекватных представлений об окружающем мире. Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях и карманах издания, развивая тем самым мелкую моторику и тактильную чувствительность. Все это, несомненно, обогащает чувственный мир и представления, расширяет образы в памяти, вследствие чего формируются компенсаторные возможности детей с нарушением зрения.

Издания с тактильными рисунками имеют большое значение и для развития воображения ребенка с нарушением зрения. Родители и дети могут совместно проводить время: читать, рассматривать, обсуждать содержание издания.

С помощью тактильного издания обогащается словарь ребенка со зрительной патологией, его пальчики способны «увидеть» то, о чем в нем говорится. Кроме того, «рассматривание» тактильных рисунков способствует обучению чтению по Брайлю и восприятию рельефных изображений. Когда ребенок привыкнет к «чтению» тактильных изданий, ему будет гораздо легче обследовать рельефные рисунки, карты, учебники, чертежи, выполненные на пластиковых листах или на бумаге, состоящей из микрооболочек.

Таким образом, основные функции тактильного рукодельного издания – это расширение познавательных возможностей лиц с нарушениями зрения, развитие абстрактного и логического мышления, формирование пространственных представлений, совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тактильные издания имеют образовательное значение, так как позволяют детям в изучении материала на занятиях в школе и дошкольных учреждениях, являются мощным стимулом эмоционального регулирования.

При организации работы с тактильным изданием для развития познавательной активности детей с нарушениями зрения необходимо иметь в виду, что она должна осуществляться систематически, целенаправленно и непрерывно. Непрерывность коррекционно-развивающей работы обеспечивается привлечением родителей детей с нарушениями зрения к участию в данной деятельности.

На основе многолетнего опыта работники Детского центра и тифлоцентра ТОСБС разработали программу, направленную на развитие когнитивной и личностной сфер ребенка с нарушением зрения посредством использования тактильных изданий. В процессе работы осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Основными задачами программы являются:

•             тренировка амблиопичного глаза при рассматривании мелких деталей сюжетных картин;

•             развитие и тренировка зрительного внимания при обучении рассматриванию сюжетных картин, нахождении на них заданных объектов; при обучении детей сравнению предметов, изображений, определению их характерных признаков;

•             развитие и тренировка зрительной памяти при обучении узнаванию предметов и их изображений, нахождение заданных предметов среди других;

•             развитие навыков соотнесения сенсорных эталонов с реальными объектами;

•             развитие осязательного восприятия, мелкой моторики при формировании тактильного различения свойств предметов;

•             развитие смысловой, содержательной стороны речи в процессе формирования у детей связи между воспринимаемыми объектами и явлениями с обозначающими их словами;

•             формирование у детей навыков речевого общения, эмоционального отношения к персонажам и сюжету сказки;

•             обучение описанию предметов, используя тактильные ощущения и называя их характерные признаки;

•             развитие фонематического восприятия, дифференциация и локализация звуков в пространстве;

•             обучение составлению рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

При работе с тактильным изданием важным требованием является выбор коррекционных задач, не противоречащих программному содержанию общеобразовательных занятий и уроков. Решение коррекционных задач в процессе работы с тактильной изданием детей с нарушениями зрения направлено на создание условий полноценного познания детьми предметов и явлений окружающего мира. Можно выделить следующие коррекционные задачи, которые должны решаться на занятиях с использованием тактильного издания:

1. Использование компенсаторных приемов восприятия предметов на полисенсорной основе.

2. Использование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.

3. Совершенствование четких представлений о свойствах предметов и сенсорных эталонов, обеспечивающих полноценность восприятия.

4. Расширение объема представлений о предметах, и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенка.

5. Совершенствование представлений о деталях предметов трудно доступных для восприятия.

6. Совершенствование способов восприятия движущихся предметов.

7. Совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при разной их удаленности.

8. Обогащение словаря и образности речи ребенка на основе предметной отнесенности слова.

9. Обучение детей переносу знаний и умений в самостоятельную творческую деятельность в свободном пространстве с новыми для ребенка объектами и др.

В заключение необходимо подчеркнуть, что тактильные издания полезны не только детям с нарушенным зрением, их нормально видящим и развивающимся сверстникам, но и родителям. Они имеют компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение для детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Использование их в работе с детьми подразумевает:

1.    поддержание и воспитание у ребенка потребности включать осязание и остаточное зрение в сенсорно-перцептивный процесс;

2.    совершенствование тактильной чувствительности;

3.    развитие активного осязания, координации деятельности обеих рук;

4.    формирование навыка обследования нескольких рельефных изображений, объединенных единым сюжетом;

5.    уточнение предметных представлений при сопоставлении натурального предмета и рельефного изображения;

6.    совместное прочтение книги ребенком и взрослым с целью активизации познавательного интереса, развития сохранных анализаторов;

7.    предупреждение возникновения вербализма на основе добавления к словесному обозначению того или иного объекта его рельефного изображения.

Рассматривая и читая тактильное издание можно научить ребенка составлять связный рассказ, задавать и отвечать на вопросы, проигрывать сюжеты, что, в свою очередь, способствует: развитию восприятия на зрительной и тактильной основе, памяти, образного и логического мышления, речи, внимания, умения общаться с окружающими людьми (как со слепыми, так и со зрячими). Кроме того, дети постепенно приобщаются к миру взрослых, учатся регулировать свое поведение и правильно выражать эмоции.

Последние комментарии

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся: 204 гостей

Статистика

Количество просмотров материалов
4610547
Finland Sevastopol joomla