Тактильная рукодельная книга в реабилитации слепых и слабовидящих детей Тульского региона
Брешенкова Е.Н.,
заместитель директора Тульской областной специальной
библиотеки для слепых,
г. Тула
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
Тульская область – один из самых неблагоприятных регионов по зрению. Ежемесячно более 3000 туляков становятся пациентами офтальмологов, и эта цифра растет. Во многом это объясняется плохой экологией, всеобщей компьютеризацией и малоподвижным образом жизни. А введение компьютеров в школах, по словам врачей, приводит к тому, что к 10 классу почти у 100% учащихся проблемы со зрением.
В настоящее время в Тульском регионе 1500 детей имеют различные нарушения зрения, из них 300 – человек с глубоким нарушение зрения.
К сожалению, мы не можем изменить эту печальную статистику, но в наших силах помочь этим детям адаптироваться к окружающему миру.
Основная цель абилитации инвалидов детства по зрению – формирование специальных знаний, умений и навыков адекватного отражения окружающего мира, самостоятельной социально-бытовой и пространственной ориентировки в социуме и коммуникативной деятельности.
Важную роль в абилитации слепых и слабовидящих детей мы отводим тактильной рукодельной книжке.
Главная и конечная цель создания и использования тактильных книг состоит в приобщении детей со зрительной патологией к миру книжной культуры.
Зрячие дети с раннего возраста знакомятся с книгой, а к школе уже многие из них умеют читать. А для детей с нарушениями зрения обычная книга часто является всего лишь предметом с гладкими страницами, который взрослые берут в руки и листают, когда рассказывают сказки. Тексты книг, не подкрепленные наглядным материалом, воспринимаемым с помощью сохранных анализаторов, не способствуют пониманию их содержания, и даже если ребенок понял содержание прочитанного в целом, то без опоры на наглядность многие слова остаются для него непонятыми.
Тактильная книжка дает возможность слепому малышу «читать». Процесс этот применительно к незрячему малышу состоит в том, что тактильная книга позволяет ему ориентироваться на страницах в соответствии с текстом и пересказывать содержание самостоятельно, опираясь на иллюстрации, в которых ребенок ориентируется с помощью осязания.
Хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к книге и, что очень ценно, при соответствующем обучении «общению» с такой книгой она становится для него «своей» книгой.
В процессе работы с маленькими читателями накоплен ценный опыт о том, какими должны быть тактильные книги. Так, было замечено, что детям не нравятся иллюстрации, в которых используются пластмасса и пластик, они называют изображения из этих материалов «холодными» и «злыми». В связи с этим был сделан правильный вывод о том, что книга должна быть приятной для осязания, чтобы не вызывать негативных ощущений. Действительно, если книга комфортна для осязания, то ребенку захочется еще и еще раз обследовать иллюстрации, самому распознать изображенные объекты, рассказать о них, показать взрослым или другим детям свою книжку, в конце концов, просто полистать ее.
Мы постоянно работаем над выбором материала для иллюстраций. Нельзя всегда использовать только приятные материалы для осязания, т. к. дети растут, и настает время, когда они должны будут узнать, что на самом деле не все бывает приятным для осязания. Использование разных материалов только обогатит их чувственный опыт. Кроме того, героями книг могут быть такие персонажи, а также предметы, объекты, которые просто не могут быть мягкими и пушистыми. Но первые книги, несомненно, должны быть изготовлены из таких материалов, которые вызывают у ребенка только положительные эмоции.
Использование в рукодельных книгах укрупненного шрифта и шрифта Брайля позволяет расширить сферу применения книг, потому что такую книгу может читать незрячий, слабовидящий и зрячий родитель как незрячему, так и нормально видящему ребенку, а также ребенку с другими ограничениями жизнедеятельности.
Варианты одной и той же книги могут быть выполнены с использованием различных изобразительных техник. Например, в нашей библиотеке есть книги, выполненные в технике оригами. Ведь плоскостные иллюстрации для зрячих детей бывают как реалистичные, так и абстрактные. Использование оригами можно рассматривать как объемную, доступную осязанию абстрактную иллюстрацию. Но в начале обучения все-таки надо стремиться сформировать у ребенка реалистичный образ, а для этого, по возможности, надо для иллюстраций подбирать материалы, близкие к оригиналу, а формы изображаемых объектов не искажать.
В нашей библиотеке в настоящее время насчитывается более
150 названий тактильных рукодельных книг: дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые) и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Иллюстрации в них выполнены с использованием самых разных материалов и техник изготовления.
Если задаться вопросом, какой из видов иллюстраций для тактильных рукодельных книг является предпочтительным, то ответ будет следующим: «Все! Каждый вид имеет право на существование. Причем каждому из них должно быть отведено свое место».
В 2006 году на базе библиотеки прошла научно-практическая конференция «Особый ребенок: Состояние. Проблемы. Перспективы», на которой присутствовали представители департаментов образования, культуры и социального развития. На конференции обсуждались вопросы социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, проблемы связанные с познавательной деятельностью и читательским развитием детей с особыми образовательными нуждами. Участники конференции рассмотрели различные аспекты процесса творческого развития и обучения детей-инвалидов.
Сейчас, спустя четыре года, мы понимаем, что для библиотеки это мероприятие стало знаковым, потому что именно тогда в рекомендациях конференции было предложено распространить опыт ТОСБС по созданию и использованию тактильных рукодельных книжек-игрушек и дидактических пособий среди всех учреждений и организаций Тульской области, занимающихся реабилитацией детей с ограниченными возможностями.
Это был своеобразный прорыв, именно тогда важность работы по созданию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий признали на высоком региональном уровне, и наши деловые партнеры включились в совместную деятельность по данному направлению.
Пожалуй, в Тульском регионе на сегодняшний день нет ни одного коррекционного МДОУ где ни разу не использовали в работе тактильные книги. Их достоинства оценили все. Эти книги объемны, комфортны для осязания, способствуют ускоренному развитию зрительного восприятия, ориентировке на микроплоскости, социально-бытовой ориентировке, развитию зрительных функций. Тактильные рукодельные книжки-игрушки используются как часть тифлопедагогических занятий. Одновременно обследуя объемные предметы и их изображения, тифлопедагог обучает целостному восприятию этих предметов и действиям с ними, учит анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
На протяжении последних лет в процесс издания тактильных книг активно включились студенты кафедры психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Изготовление тактильных книг внесено в программу практических занятий.
В фонде библиотеки имеется несколько изданий, иллюстрации в которых выполнены в стиле оригами воспитанниками и педагогами МДОУ № 84 г. Тулы.
Давние партнерские отношения связывают библиотеку с Домом народного творчества для детей-инвалидов Пролетарского района
г. Тулы. Как и многие, библиотека начала свое сотрудничество с этим образовательным учреждением с совместных массовых мероприятий. В дальнейшем, когда партнерские отношения укрепились, было подготовлено и выпущено совместное тактильное рукодельное издание «Девичий костюм 19 века» (сарафанный комплекс). Книга на наш взгляд получилась удачной и очень востребованной, в дальнейшем планируется совместно выпустить серию тактильных рукодельных книг, которые будут знакомить с культурой и бытом русского народа.
Число библиотек, которые занимаются изготовлением тактильных рукодельных книг с каждым годом растет. РГБС, Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, Карельская республиканская специальная библиотека для слепых разработали свои оригинальные методики создания тактильных рукодельных книг.
Есть такие методики и у нас. Первое методическое пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения: теория и практика» было выпущено в 2005 году.
Оно содержало методику изготовления тактильных книг, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к тактильным книгам, конспект примерного занятия с использованием тактильных книг, примеры библиографического описания тактильных книг.
Второе методическое пособие «Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушением зрения» выпущено в 2010 году. Оно обобщает пятнадцатилетний опыт Тульской областной специальной библиотеки для слепых по созданию и использованию тактильных рукодельных книг в библиотеке и работе тифлопедагогов, рассматривает особенности психофизиологического восприятия незрячими детьми тактильного изображения, раскрывает весь объем требований к тактильной книге. В приложениях даются некоторые виды готовых тактильных изданий с рекомендациями по их использованию.
Пособие также знакомит с Финским стандартом тактильных книг и опытом создания тактильных книг в Великобритании.
С целью максимального раскрытия фонда тактильных книг
в 2010 году издан «Иллюстрированный каталог-справочник тактильных книг».
В заключении хочется сказать, что только объединенными усилиями, ставя перед собой единые цели, можно решить самые насущные задачи.
Наша библиотека всегда открыта к сотрудничеству и диалогу.