От предмета к книге (опыт коррекционной работы с незрячими детьми тифлопедагога)
Фомина М.М.,
заведующая детским центром Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых,
г. Санкт-Петербург
(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)
Развитие незрячей крохи имеет свои специфические особенности. Малыш не может наблюдать многообразие окружающей среды, представить существующее разнообразие форм предметов. Слепой младенец мало активен и значительно менее подвижен, ему необходимо создавать такие условия, при которых он мог бы познавать окружающую среду. Ему нужно помочь в тренировке органов чувств и накопления опыта познания…
Мы предлагаем сделать акцент на новой форме коррекционной работы, целью которой является приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры, под общим названием: «От предмета к книге».
Маленький незрячий ребенок еще не накопил опыт познаний, и к восприятию рельефной картинки его надо специально готовить. В тифлологии эта методика теоретически обоснована: от реального предмета к модели, от модели к барельефу и/или аппликации, а от них к рельефному рисунку и контуру изображения. Изображение должно иметь четко выраженные детали, близкие к реальному образу, из экологически чистого материала, приятного для осязания. Должна быть возможность исследовать сам объект вместе со взрослым «рука в руке», обратить внимание на форму и размер объекта, не отвлекаясь на изобилие материала, которое маленького незрячего ребенка часто отпугивает.
Обязательно к каждой картинке должны быть наглядные тактильные пособия, осуществляющие обучающую функцию для обогащения субъективного представления ребенка об объекте.
Заслуживают внимания тактильные пособия в исполнении художника-дизайнера Ирины Исаевой, которые мы рекомендовали бы использовать специалистам в качестве своеобразных тактильных тренажеров.
Ею разработана особая технология изготовления тактильных пособий для незрячих детей. Серия пособий объединяет объемную модель, барельеф, рельефное и контурное изображение, что наилучшим образом отвечает требованиям визуализации тактильного восприятия и воспроизведения в воображении ребенка реальных пропорций объекта, пространственных соотношений и композиционного восприятия образа.
Большим плюсом данных пособий является простота изготовления и применение экологически чистых, доступных материалов. Они адаптированы для детского восприятия. Использование в моей работе данных пособий, показало что, они активно способствуют:
- ознакомлению ребенка с окружающим миром с помощью зрительного восприятия (в случае наличия зрительных ощущений),
- развитию сохранных анализаторов (слухового, осязательного, обонятельного, тактильного и пр.),
- развитию восприятия пространства и ориентировки в нем,
- формированию навыков общения, которое у таких детей начинается с невербальных контактов,
- овладению игровой деятельностью.
Совместно с художником И. Исаевой мы создали серию книг «Загадки» с использованием персонажей-зверей. Каждая книга имеет по одному персонажу для тактильного распознавания (объект, барельеф, рельефное изображение и контурное). В дальнейшем эти персонажи успешно использовались нами в инсценировках произведений. Например, по книге Э. Машковской «Жадина», которая так любима малышами. Для закрепления устойчивого образа предмета, а так же для проверки качества восприятия изображения незрячим ребенком, мы применяем игры по типу «Мэмори» (совмещение объекта с изображением), «Собери целое», «Пазлы» и др. Вместе с малышом изготавливаем поделки знакомых уже животных, рисуем их. На заключительном этапе проделанной работы с незрячим малышом мы предлагаем ему тактильную книгу с уже хорошо знакомыми ему героями. Эта книга теперь действительно понятна маленькому пользователю. Он готов к ее восприятию.
Организованная обучающая среда, дозировка знаний, своевременное чередование зрительной нагрузки с нагрузкой на сохранные органы чувств, индивидуальный подбор наглядных пособий с учетом зрительной патологии, является важнейшим условием полноценного развития ребенка со зрительной депривацией.